Художник Пукирев Василий мог бы без названия представить полотно «Неравный брак» на Академической выставке. Событие, показанное на нем, интуитивно понятно. Молодая невеста с подпухшими от слез глазами стоит пред священником, венчающим ее со стариком с важным лицом. Около них стоят гости. Заметно, что они знают, что свадьба не по любви, а по принципу продажи невесты родителями богатенькому женишку. Причем даже шафер осуждающе смотрит на жениха.
Картина произвела социальный взрыв. Кроме того, страсти разгорелись и потому, что художник писал молоденьким. Пукирев был после выпуска из Московского училища скульптуры, живописи и зодчества. А эта картина стала его 1-м крупным полотном, за которое он получил звание профессора Академии художеств. Однако гости выставки больше интересовались тем, кто эта несчастная девушка на полотне? Были разговоры о том, что художник рассказал о личной драме.
Реалистична ли данная картина?
Проблема замужества тянется веками. По любви стали жениться не так давно. Ранее невеста и жених до церемонии могли вообще не знать друг друга. Пары выбирали родители. Красивых дочерей старались дорого продать. Так, за нее не требовалось подавать приданое.
Дочь после поднятия по социальной лестнице в дальнейшем могла помочь родителям. А те радовались, что дали ей прекрасную жизнь и она, когда уйдет дурь, отблагодарит за выбор супруга. И в 19, и в 20 столетиях в России была распространена проблема неравных браков. Согласно статистике, многие заключенные браки являлись такими. Проблема решалась даже Священным Синодом, создавшим в 1861 году указ, который порицал венчание пар с существенной разницей в годах.
Кто присутствует на полотне?
Сюжет весьма реалистичный. Особый драматизм изображению придает то, что среди свидетелей художник изобразил собственных знакомых и друзей. К примеру, за невестой стоит художник Шмельков Петр, хороший друг Пукирева. Он прямо смотрит на зрителей, будто призывая оценить происходящее. На полотне также заметен рамочник Гребенский, пообещавший сделать для картины уникальнейшее оформление.
Поводом распространения слухов о том, что на картине отражается история любви художника, стала фигура шафера (находится с правого краю). Скрестив на груди руки, он сверлит взглядом жениха. Людям показалось, что фигура похожа на Василия Пукирева. А любопытство общество было вызвано тем, что никто не знал, кто же невеста.
1-ая версия
В собственных мемуарах Николай Варенцов написал о том, что его родственник, купец Варенцов Сергей дружил с Василием Пукиревым. Возможно, на картине изображена любовная драма приятеля. Николай рассказал о том, что Сергей был влюблен в девушку, родители которой выдали ее за богатенького человека старше ее на 13 лет.
Молодой купец был родственником жениха и ему пришлось быть шафером на свадебной процессии. Как творческий человек, художник значительно превысил возраст жениха, изображая его стариком. Даже по эскизу полотна можно сделать вывод, что такая версия может быть правдой. На нем шафером становится человек, похожий портретно с Сергеем Варенцовым.
Драма со счастливым концом
По какой причине на картине сменились участвующие лица? Через несколько месяцев после создания наброска выяснилось, что случай Варенцова с его обвенчанной возлюбленной не показательный. Немного поплакав, девушка стала счастлива в неугодном браке. А спустя год сам Варенцов также повел под венец другую девушку.
По этой причине он посчитал неуместным участие в полотне в роли печального шафера, поссорившись по данному поводу с художником. Мемуарист Варенцов написал, что движимый обидой художник добавил усы и бороду шаферу, из-за чего человек стал напоминать автопортрет. Однако данной версии противоречит образ невесты. Кем же она является и как складывалась ее судьба в неравном браке?
2-ая версия
Родитель посчитал, что его незаконная дочурка должна стать богаче. По уверениям старого чиновника С. Грибкова, это настоящий персонаж, который художник списал с натуры. Согласно данной версии, Пукирев не случайно присутствует на этой картине. О том, что данный образ является автопортретом художника, говорит и старый работник галереи Н. Мудрогель, которого нанимал сам Третьяков. Он поделился воспоминаниями о том, что в картине отображается личная трагедия. Девушка, изображающаяся невестой, должна была выйти замуж за художника, но была продана богатенькому и знатному старикану.
Нежданное подтверждение догадок
Третьяковская галерея в 2002 г. купила рисунок художника Сухова Владимира, который датировался 1907 годом. На нем была изображена пожилая женщина в чепчике. Интерес вызывает не просто изображение, а слова под ним, которые написал художник: «Прасковья Матвеевна Варенцова». Далее художник сообщил, что 44 года назад Пукирев создал популярную картину «Неравный брак» именно с этой женщины, которая проживала в старости в Москве в стенах Мазуринской богадельни.
Как видно, что неравный брак не осчастливил девушку и даже не позволил разбогатеть. Последние годы она жила в доме престарелых. Судьба Василия протекала также несчастливо. Все последующие полотна не смогли затмить первого, такого яркого. Скончался он забытый всеми, в одиночестве и страшной нищете.
«Нам не нужно угадывать, как отзовется наше слово…»
Всего 1 картина смогла добиться того, к чему безрезультатно стремился Священный Синод. Общество России встряхнуло то, что изображалось на картине. После этого стали осуждающе относиться к «продаже» невест. Состоятельные пожилые господа перестали претендовать на очень молодых девушек.
Так, по словам Н. Костомарова, он отказался жениться на слишком молодой девушке, посмотрев полотно. А Илья Репин поделился о том, что репутация многих старых господ была испорчена Пукиревым. Но и по сей день в мире так много продажных невест, которые охотятся за богатенькими женихами.
Наш канал молодой и нуждается в Вашей поддержке:
ставьте лайк, подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии!