Найти тему
Исправленному верить

Главная цель врагов государства

Адъютант Столыпина генерал-майор Александр Николаевич Замятнин
Адъютант Столыпина генерал-майор Александр Николаевич Замятнин

В российской Истории начала XX века Пётр Аркадьевич Столыпин известен как автор аграрной реформы, по которой крестьяне получили землю в частную собственность, государственный деятель, сыгравший значимую роль в подавлении русской революции 1905—1907 годов, и чиновник, на которого было совершено 11 покушений.

Смертельно опасная должность

В апреле 1906 года Император Николай II предложил Самарскому губернатору П.А. Столыпину занять пост министра внутренних дел России. Одна маленькая деталь: его предшественники Вячеслав Плеве и Дмитрий Сипягин были убиты террористами. И на него в Саратове покушались четырежды. Так, в ноябре 1905 года, в его доме членом «Боевой организации партии эсеров» Анастасией Биценко был застрелен генерал Виктор Сахаров, присланный в губернию для пресечения революционных беспорядков.

8 июля Первая Государственная Дума Государем была распущена, Пётр Аркадьевич, сменив Ивана Логгиновича Горемыкина (1839—1917), стал председателем Совета министров с сохранением поста главы министра внутренних дел, и для террористов – главной мишенью.

В 1906 году от партии эсеров отделилась террористическая группа, получившая название «Союз социалистов-революционеров-максималистов». Максималисты террором планировали спровоцировать всеобщее восстание. Покушением на Столыпина руководил Михаил Соколов по кличке «Медведь». Исполнителями акции были назначены Иван Типунков («Гриша»), Илья Забельшанский («Француз») и Никита Иванов («Федя»). В качестве места была выбрана казённая дача премьер-министра на Аптекарском острове в Петербурге. Акт назначили на субботу 12 (25) августа — приёмный день Столыпина. «На эти приёмы собиралось обыкновенно много народу — людей самых разнообразных сословий, положений и состояний. Так было и в этот раз».

Не по Сенькам шапки

В назначенный час к даче премьер-министра и министра внутренних дел Российской Империи подкатило ландо, из которого вышли два жандармских офицера в форме и один штатский. В руках у них были портфели. Швейцару они заявили, что прибыли по срочному делу.

Заведовал приёмом посетителей и занимался их регистрацией на даче Столыпина на Аптекарском острове адъютант премьер-министра, генерал-майор Александр Николаевич Замятнин. Прибывшие жандармы вызвали подозрение у служившего много лет в Отдельном корпусе жандармов Замятнина, поскольку двумя неделями ранее были изменены головные уборы жандармских офицеров на каски нового образца, а эти два «жандарма» приехали в старых. К тому же, своих многочисленных коллег генерал знал в лицо.

Оттолкнув швейцара они вошли в приёмную, где им наперерез бросился генерал Замятнин. Понимая, что пройти дальше им не удастся, террористы бросили свои портфели. Взрыв был такой силы, что обрушились верхние помещения дачи на комнаты первого этажа и подъезд. Теракт унёс жизни 24-х человек, среди них: спасшего от смерти своего шефа адъютанта Александра Николаевича Замятнина, Пензенского губернатора Сергея Алексеевича Хвостова (р. 1855), члена Совета Министерства внутренних дел князя Николая Владимировича Шаховского (р. 1856)… Среди жертв оказались лакеи министра Василий Солдатенков и Франц Стопелиус, горничная Аделаида Жилевич, крестьянка Анна Долгулина, агенты охранки, няня сына Столыпина Ади (Аркадия) Матрёна Останкевич, женщина с малолетним ребёнком и беременная женщина, которых не удалось опознать. Погибли и сами террористы. От взрыва серьёзно пострадали дети премьер-министра – трёхлетний сын Аркадий и 12-летняя дочь Наталья, которой даже хотели ампутировать ноги, однако благодаря мастерству врачей, их удалось спасти. Аркадий отделался относительно легкими травмами, а Наталья получила тяжёлые переломы обеих ног и несколько лет не могла ходить. В момент взрыва они находились на балконе дачи вместе с няней, и взрывной волной их выбросило на мостовую.

Адекватный ответ

Ответом на теракт было утверждение спустя неделю «Закона о военно-полевых судах», который предельно упрощал процедуру следствия и судебного производства. «Очевидные дела», связанные с нападениями на должностных лиц, передавались в ведение судов, составленных из офицеров. Предание суду происходило в течение суток после совершения преступления. Разбор дела не мог длиться более двух суток. Приговор приводился в исполнение в 24 часа.

Кстати, большевики, сами промышлявшие «красным террором», создавая Особые тройки НКВД, по сути, не изобрели ничего нового, а взяли на вооружение опробованный Столыпиным и хорошо зарекомендовавший себя метод борьбы с противниками режима.

Организатора теракта Михаила Соколова возмездие настигло спустя три месяца. В конце ноября 1906 года в Петербурге он был опознан агентами охранки, схвачен и в соответствии с «Законом о военно-полевых судах» через шесть дней повешен.

Несмотря на потери, Столыпин, по свидетельству очевидцев, не потерял самообладания и твердости духа, что способствовало укреплению доверия к нему со стороны монаршей фамилии.

Служить и умереть

Адъютант Столыпина генерал-майор Александр Николаевич Замятнин, ценой своей жизни спасший премьер-министра и министра внутренних дел Российской Империи от смерти при покушении на Аптекарском острове 12 (25) августа 1906 года, родился 3 сентября (15-го по новому стилю) 1857 года. Его род происходил из дворян Рязанской губернии, а судьба поначалу мало отличалась судеб от тех, кто решил посвятить свою жизнь служению Отечеству. После окончания петербургского Николаевского кавалерийского училища в 1878 году, начал службу в 11-м драгунском Изюмском Его Королевского Высочества Наследного Принца Фридриха Вильгельма Прусского полку под командованием (с 27.07.1875 по 23.01.1883) полковника Сергея Ивановича Санникова (1838—1920). Корнетом участвовал в Русско-турецкой войне 1877—1878 гг. Правда, в «деле» побывать не удалось, хотя сам полк отличился. Прежде всего, умением командиров беречь своих подчинённых. За время боевых действий при освобождении Болгарии от пятивекового Османского рабства потери полка составили всего двое убитых и несколько раненых. За отличия в войну 1877—1878 гг. драгунскому полку были пожалованы гусарские шнуры гвардейского образца.

В 1881—1883 годы Александр Замятнин был адъютантом командира 11-го армейского корпуса. С 1883-го по 1896 год служил адъютантом командира Отдельного корпуса жандармов, а затем чиновником для особых поручений при Министре внутренних дел (1896—1897). Дальнейшая судьба офицера-кавалериста, ставшего жандармом, тесно связана с первыми лицами Министерства внутренних дел. На протяжении семи лет (1897—1905) Замятнин – штаб-офицер (подполковник, а затем полковник) для особых поручений при Министре внутренних дел. Став в 1905 году генерал-майором, он стал генералом для особых поручений при министре внутренних дел (1905—1906). Сугубо канцелярская работа не находила места подвигу. Но судьба и честь русского офицера распорядились иначе.

На момент гибели сорокавосьмилетний адъютант Столыпина, ранее награждённый за службу орденами Святой Анны 3-й степени (1889), Святого Станислава 2-й степени (1892) и Святого Владимира 4-й степени (1901), а также Почётным крестом Мекленбург-Шверинского ордена (1896) генерал-майор А.Н. Замятнин был холост. Всю жизнь он посвятил служению Отечеству.

***

Через пять лет после взрыва на Аптекарском острове, 1 (14) сентября 1911 года, в городском оперном театре Киева (ныне – Национальная опера Украины – прим. авт.), во время второго антракта дававшегося в присутствии Императора Николая II, его семьи и министров спектакля «Сказка о царе Салтане», к Столыпину подошёл Дмитрий Богров и дважды выстрелил из браунинга. Первая пуля попала в руку, вторая – в крест ордена Святого Владимира и, изменив направление, миновала сердце, но пробила печень. Раненый Столыпин перекрестил Государя, опустился в кресло и отчетливо произнёс: «Счастлив умереть за царя».
5 (18) сентября он скончался.

Кстати, мысль застрелить именно Столыпина пришла Богрову только в театре. Как показало следствие, для входа в театр сотрудники охранки сами дали билет террористу, поскольку он являлся их осведомителем и лично предупредил о готовящемся покушении. Распознать злодея и спасти жизнь премьеру в отсутствие Александра Замятнина оказалось некому.