«Коммунистическая леди с французским шармом» - так называли представители иностранных СМИ Раису Максимовну Горбачеву. Их восторгов не разделяло большинство советских женщин. Первой леди не прощали не только изысканной дорогой одежды, шикарных мехов, тонких чулок (или колготок?), элегантных и наверняка чрезвычайно удобных «лодочек» на каблучке, но и ее независимых манер, желания быть в центре всеобщего внимания, наравне с «руководящим» супругом.
Что думали россиянки о гардеробе первой леди
Годы, когда Раиса Горбачева находилась в статусе первой леди (с 1985 по 1991-й), были непростыми для СССР. Ее соотечественницам приходилось только мечтать о красивых нарядах даже притом, что их запросы были весьма скромны: самые смелые желания ограничивались моделями из журналов «Работница» и «Крестьянка». Увы, услуги ателье были дороги, хорошие ткани недоступны, не говоря уже об импортной фурнитуре и аксессуарах.
Не удивительно, что ежедневные телесюжеты, героями которых были Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна, вызывали у советских женщин раздражение: во время зарубежных визитов первая леди меняла образы по 4 раза в день, а, сопровождая супруга в поездках по стране, старалась казаться «своей», но в принципе не могла ею стать среди плохо одетых соотечественниц.
Кто ее одевал или хотел бы одевать
Наряды первой леди СССР шили в Москве, в Доме моды на Кузнецком мосту. Долгое время считалось, что с Раисой Максимовной работал уже добившийся в те годы известности Вячеслав Зайцев. Он пробовал это отрицать, а Горбачеву, напротив, эта легенда устраивала. Она якобы даже сказала как-то раз Зайцеву, пытавшемуся опровергнуть «авторство»: «Славочка, разве вам неприятно это?»
Одевать Раису Максимовну мечтал знаменитый Пьер Карден. Он считал, что ее образ в твидовом костюме с воротником из бархата хотя и элегантен, но простоват. Дизайнер пригласил Горбачеву на свой показ и был готов подарить ей большую часть своей коллекции, однако она не приняла столь щедрого подарка, не устояв, правда, перед двумя вещицами – летним пальто и костюмом. В своих воспоминаниях Пьер Карден написал, что увидел однажды Раису Максимовну на фото в плодах своего труда и испытал гордость.
Кстати, Горбачева предложила Кардену создать коллекцию одежды для российских женщин, и эти вещи были изготовлены и проданы в Москве (история умалчивает, кому именно). А ещё в центре столицы, на Красной площади был впервые организован показ моделей знаменитого кутюрье.
Наряды, которые она не выбирала
Мода тех лет была для Раисы Горбачевой союзницей. Брючные костюмы тогда еще не стали популярными. Случись Раисе Максимовне исполнять роль первой леди в наши дни, она, надев брюки, при росте 157 сантиметров, проигрывала бы и Нэнси Рейган (рост – 163 см), и, конечно, Меланье Трамп (178 см). В этом можно убедиться, посмотрев на фото, где «возрастная» Нэнси смотрится более элегантно, чем сравнительно молодая Горбачева, одетая в мешковатые брюки и удлиненную, отороченную мехом безрукавку. Кстати, фото Раисы Максимовны в брюках – большая редкость.
Наряды, которые она любила
Ее фигура была идеальна для юбок – зауженных книзу и редко кому идущих годе. Одними из самых главных нарядов в гардеробе первой леди Советского Союза были костюмы - для лета и зимы, с коротким рукавом и длинным, из шерсти и шелка. Их дополняли блузки с бантами или воротниками сложного кроя. Головные уборы всегда были подобраны с большим вкусом.
А еще Раиса Максимовна обожала меха и являлась обладательницей большого количества шубок. Первая леди смело носила наряды из блестящих (золотых и серебряных тканей), дополняя их элегантными «драгоценными» босоножками. Из ювелирных металлов она предпочитала золото и платину.
Красота требует жертв
По воспоминаниям начальника охраны первого и последнего Президента СССР, тот как-то раз опоздал на важное совещание на целый час из-за того, что его супруга долго наряжалась. Причем ни Михаил Сергеевич, ни Раиса Максимовна не посчитали ситуацию неловкой. Первая леди, напротив, с достоинством прошла в зал и уселась за столом рядом с участниками совещания – специалистами и учеными, хотя в ее присутствии не было большой необходимости. Чувство меры, которого она довольно успешно придерживалась, выбирая фасоны одежды, на другие стороны жизни первой леди не всегда распространялось…