©, Оля Тихонова, 2019
В детстве (класса до 7-го) я росла в сопровождении многочисленных ЛЕНИНОВ:
Ленины из учебников, Ленины с портретов, Ленины с монументальных мозаик и картин, Ленины на площадях с протянутой рукой, Ленины в детских книжках, которые я начала читать рано и читала с большим удовольствием, Ленины в телевизоре, в обращенных ко мне речах мамы и один Ленин в Мавзолее.
Самое раннее мое «воспоминание о Ленине» – история мамы о том, как меня устраивали (по блату!) в детский сад. Мне было два года, войдя в кабинет заведующей я залезла на стул, ткнула пальцем в портрет на стене и громко произнесла: «Дедушка Ленин». После такого перформанса в ясли меня не взяли, а отправили сразу в младшую группу.
Потом были книги, много-много детских книжек об Ильиче в прозе и стихах, которые я читала еще до школы.
Во время путешествия по России, в Уфе, я посетила музей В.И. Ленина, где обнаружила вот такую выставку детских книжек. Узнала среди них много своих, которые храню как исторический источник эпохи.
До сих пор помню разговор с мамой (мне было почти восемь), которая наставляла меня учиться как «Дедушка Ленин», а я обещала так учиться.
В школе было много Ленина и в учебниках, и в газете «Пионерская правда», и в журналах «Пионер» и «Костер» - мне их выписывали. Да, был еще Ленин с октябрятской звездочки.
В пятом классе (мне было 11 лет) в зимние каникулы, проездом в Москве, в единственный день в столице нас повели в Мавзолей. Хорошо помню огромную очередь и милиционера с мегафоном, который механическим голосом повторял каждые пять минут: «Граждане, все билеты в Мавзолей Владимира Ильича Ленина на сегодня закончились! Не стойте, не теряйте свое личное время!». А мы стояли. Долго. На холоде в очереди, а потом очень быстро прошли через темное помещение, в котором я запомнила часовых с винтовками и тело человека, похожего на куклу за стеклянной витриной.
По-моему, летом после пятого класса мы отдыхали в Ташкенте (а может не после пятого... воспоминания путаются, наслаиваются одно на другое). В столице Узбекистана был огромный невероятно красивый музей В.И. Ленина с богатейшей коллекцией.
Здание было построено как колодец: в центре – пустой холл до самой крыши, а выставочные галереи располагаются по кругу. И на этом пустом месте возвышалась гигантская (размером с несколько этажей) белая скульптура – Ильич в полный рост.
Помню меня поразили технические возможности музея: интерактивные витрины, слайды, трансляция хроники - это середина 80-х годов!
Из всей коллекции, правда, в памяти остались лишь несколько темных залов с фотографиями, да черное пальто Ленина с белыми крестиками – места попадания пуль во время покушения на вождя. У меня тогда возникло жгучее желание засунуть палец в дырку от пули и поковырять там, но пальто было в витрине за стеклом, да и кто-то из взрослых сказал, что оно не настоящее, а копия для наглядности – это стало разочарованием.
Постепенно Ленина вокруг меня становилось все меньше и меньше. В какой-то момент (в конце 80-х) он остался только в названиях улиц и площадей.
А потом я поступила на исторический факультет Нижегородского Педагогического университета, расположенного в здании бывшей мужской гимназии, где в начале 60-х годов XIX века работал старшим учителем математики и физики Илья Николаевич Ульянов. В этом же здании (по традиции на верхних этажах) была квартира учительской семьи Ульяновых. Здесь же и был зачат будущий вождь мирового пролетариата.
Хотя сфера моих научных интересов как историка не распространяется на Отечественную Историю, но все же период революции и становления советской власти в России ощущается очень близким и понятным на уровне чувств.
Владимир Ильич постепенно вернулся в мою жизнь, сначала как необходимость: студенткой надо было «изучать», учителем «преподавать»... А сейчас как к идеолог и политик, к которому я все ближе и ближе подбираюсь: готовлюсь одолеть несколько его программных работ (конечно же, у меня есть его полное собрание сочинений).
Через неделю 22 апреля – день рождения Владимира Ильича. Через год – юбилейная дата: 150 лет со дня его рождения.
На ум приходит лозунг советских времен: «Ленин - жил! Ленин - жив! Ленин - будет жить!». Сегодня я понимаю, что не много в мире людей, о которых будут помнить так долго, как о вожде мирового пролетариата.
Со многими из вас, мои читатели, у нас общее советское прошлое и память. Какие воспоминания о Ленине остались у вас?
Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора.
Подписывайтесь на мой канал Оля Тихонова в Дзене Спасибо!