Найти в Дзене
Научпоп

Общество потребления

Общество потребления - понятие, используемое в социальных науках и публицистике, в рамках которого потребление товаров и услуг играет ведущую роль в общественном развитии и господствует в жизненной мотивации его членов. Общество потребления возникает в результате развития капитализма. Сопровождается бурным развитием экономики, техники и доходов общества. Снижается продолжительность рабочего дня и увеличивается количество свободного времени. По информации Центробанка в 2004—2005 годах в России наметилась тенденция превышения темпами роста потребительских расходов населения темпов роста его доходов. Специалисты Банка России уверены, что в этом виновато кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление. Черты свойственные обществу потребления:

Общество потребления - понятие, используемое в социальных науках и публицистике, в рамках которого потребление товаров и услуг играет ведущую роль в общественном развитии и господствует в жизненной мотивации его членов.

Общество потребления возникает в результате развития капитализма. Сопровождается бурным развитием экономики, техники и доходов общества. Снижается продолжительность рабочего дня и увеличивается количество свободного времени.

По информации Центробанка в 2004—2005 годах в России наметилась тенденция превышения темпами роста потребительских расходов населения темпов роста его доходов. Специалисты Банка России уверены, что в этом виновато кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление.

Черты свойственные обществу потребления:

  • В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространение приобретает посещение магазинов, которое становится популярной формой досуга (когда товары приобретаются не в связи с практической необходимостью, а для некоего морального удовлетворения, «покупки ради покупок»).
  • Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама.
  • Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой — «не сливаться с толпой». Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.
  • Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, дорожные чеки, карты постоянных покупателей и тому подобное. Всё это ускоряет процесс принятия решения при покупках.
  • Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в неё включается символическая цена за «торговую марку», когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже ничем не отличающихся от их аналогов.
  • Ускоряется темп изменений моды. Вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются. Вводится планомерная смена одних поколений вещей другими. В обществе потребления человек, «отставший от моды», чувствует себя символически бедным.
  • Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой, приобретаемой в массовых масштабах.
  • Физкультура и спорт проходят процесс коммерциализации. Профессиональные спортивные клубы становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой.
  • Происходит коммерческая стандартизация внешнего вида. Появляется так называемая «индустрия красоты». Как один из примеров: широкое распространение омолаживающих процедур и пластических операций.