В конце 2016 года в Красноярской епархии Русской Православной Церкви произошёл скандальный случай, отражающий реальное положение дел в этой религиозной организации. Этот инцидент широко не освещался в СМИ, поскольку церковными чиновниками был задействован серьёзный административный ресурс, чтобы не выносить сор из избы.
Началось всё с того, что настоятель храма святых апостолов Петра и Павла иерей Виктор Пасечнюк, без объяснения причин, неожиданно был снят со своей должности указом митрополита Красноярского и Ачинского и разжалован в штатные священники. Необходимо отметить, что полуразрушенный и заброшенный храм, расположенный в селе Каратузское Красноярского края, священник принял в 1995 году. Более чем за 20 лет его удалось привести в более - менее приличное состояние и организовать регулярные службы. Отец Виктор пользовался большим уважением и авторитетом среди прихожан. У него не было тарифов на церковные таинства - кто сколько может, столько и кидает в жертвенник. А на нет и суда нет.
Пытаясь понять почему его сняли с должности, бывший настоятель написал митрополиту Красноярскому Пантелеймону письмо "о разрешении недоумения", ответ на которое так и не получил. Однако когда это послание было размещено одним из прихожан на православном интернет - ресурсе и его содержание стало достоянием широкой общественности, церковный суд вынес священнику приговор: извержение из священного сана. Что - же такого ужасного посмел написать Виктор Пасечнюк? Письмо довольно объёмное, поэтому хочу привести несколько фрагментов:
"У меня и у прихожан каратузского храма, есть вопрос, что за причины побудили вас снять меня с места, на котором я прослужил 21 год?..
Пока, озвученной мне причиной, является факт того, что я по требованию о. Нещерета, не смог собрать деньги в сумме 150 тысяч рублей, к вашему дню рождения. На протяжении пяти лет благочинный систематически и методично разоряет каратузский (да и не только каратузский) приход непомерными финансовыми требованиями, которые несоизмеримы с реальными возможностями и соотношением с другими приходами...
Например, когда благочинным был о. Михаил Пристая, то мы (настоятели), сдавая деньги при различных сборах, всегда видели, кому и сколько благочинный определил собрать. Так было и в последний раз (в 2011г. когда он вез собранные нами по общеепархиальному сбору деньги на покупку вашей машины), но не довез их, погибнув в ДТП, по дороге в Красноярск.
Новый же благочинный Нещерет, никогда не показывает денежные ведомости сборов, и мы в них не расписываемся, и не видим, кто и сколько сдал денег. А собираются деньги по крупным и неофициальным сборам в епархию, два раза в год. Еще пару лет назад я знал, что нашему Каратузскому приходу начисляется такая же сумма, что и приходам Курагино и Шушенского, т.е. по 150 тысяч рублей. Но если сопоставить суммы и число жителей населенных пунктов районных центров этих приходов, то здесь несопоставимы пропорции. Ведь к примеру, численность населения в с. Курагино = 13 721. Шушенское = 16 846. Каратузское = 7 456. Минусинске = 68 309 человек.
Т.е. если с Каратузского собирается два раза в год по 150.000 р.,
то с Шушенского должно собираться = 339.000 рублей.
А с Минусинского собора = 1.374.000 рублей.
Я спросил у о. Нещерета, который будучи (кроме Минусинского Собора) настоятелем Шушенского прихода, отдает ли он с прихода в Шушенском 678 тысяч в год, не считая склада. И по тем же пропорциям начисления обязательных сборов отдает ли, его Минусинский приход, кроме склада, сбор в 2.748.000 рублей в год?
Но ответа я не добился. Ведь ответ высвечивает несправедливость распределения финансового бремени...
Если другие приходы нашего благочиния беднеют и разоряются, то его личное состояние только умножается с каждым годом. Это и покупка дорогостоящего коттеджа в элитном районе Минусинска, два внедорожника (Лексус и Лэнд Крузер), и это только то, о чем известно мне лично.
А в нашем приходе мы не можем начать никаких ремонтных работ, потому что денег на ремонт нет, при том, что люди жертвуют на него, а не на другое. Но тут, уже даже не до ремонта. Содержание храма, а именно зарплата священника, служащих по храму, псаломщика, налогов, коммунальных платежей обходится приходу минимум в 55 тысяч рублей в месяц.
Когда подошел срок отдать деньги к вашему дню рождения, которые потребовал благочинный, у меня их не было. В стране кризис. У людей падает благосостояние и доходы. Если раньше мы справлялись с выплатой по сборам с помощью добрых людей-благодетелей (помяни их, Господи, во Царствии Твоем), которые из Москвы и Красноярска перечисляли нам свою милостыню, то сейчас, и у них затруднительное положение....
На ваш день рождения, вами, был подписан указ о моем смещении с должности настоятеля (без разбирательства и личной беседы со мной), и на мое место рукоположен секретарь минусинского благочинного о. Нещерета, дьякон Георгий Потылицын. Причина смещения, которая была мне объявлена благочинным – это "плохой руководитель". Неофициально же было сказано о том, что он "впредь не намерен за меня отдавать деньги"...
Меня благочинный обвинял в том, что я крестил с оглашением и подготовкой. От этого многие, желая окреститься без «проблем», едут в Кочергинский монастырь. Но… если, даже, я крестил бы всех подряд (каждый день по человеку), и назначал, как в Минусинском соборе, плату за таинство в 2,500 т.р., то и в этом случае, я не справился бы с финансовыми обязательствами, возложенными на приход.
А ведь кроме склада и сборов которые проводятся два раза в год, есть еще сбор на «Содержание Епархии». На наш приход назначена сумма в 150.000 рублей в год. В этом году по этой статье мы остались должны 50 т.р. Итого наш долг перед епархией в этом году составил 200 т.р. (150 декабрьский и 50 на содержание). По складу долгов нет. На содержание 50 т.р. я перечислить не успел. Меня сместили. Но эти деньги на счету есть.
Словом, вопрос моего смещения, это 150 т.р. которые мне не удалось собрать к 14 декабря. Это ли цена настоятеля, который служил Богу на этом приходе 21 год?
К сему прилагаю таблицу за 2014-2016 года сумм, которые были отданы нашим приходом при общих сборах, кроме тех обязательных сумм, которые были перечисляемы нами на склад.
2014 г 548.700 руб
2015 г 535.800 руб
2016 г 341.500 руб "
Священник Виктор Пасечнюк
22.12.2016
Таких епархий в нашей стране 193. Какие деньги там крутятся, остаётся только предполагать. Звучит абсурдно, но РПЦ превратилась, пожалуй, в самое успешное коммерческое предприятие в современной России. С чёрной бухгалтерией и освобождением от всех налогов и пошлин.
Ниже расположены 2 скриншота со страниц одного православного интернет - магазина. Только мне одному кажется, что тут что - то не так?
P.S. А храм в селе Каратузское почти полностью опустел. Дьякон Георгий Потылицын, назначенный новым настоятелем, к сожалению, оказался человеком не самых строгих правил. Довольно быстро прихожанам стало известно о его нетрадиционной сексуальной ориентации, которую он не очень - то и скрывал, и пагубном пристрастии к алкоголю. К тому же, священник сразу поставил работу храма на коммерческие рельсы. Часть прихожан теперь молится дома, часть — ездят в церковь в соседнем селе Кочергино.