Этот народ всегда был окружен ореолом тайны, порождающим немало вопросов. Кто-то боится его представителей, а кто-то восхищается песнями и зажигательными танцами. Что же касается происхождения этой народности, то на этот счет существует множество версий.
В Международный день цыган, который отмечается 8 апреля, «Наш край» побеседовал с вице-главой общественного объединения «Белорусская цыганская диаспора» Артуром ГОМОНОВЫМ.
– Артур Иванович, расскажите, пожалуйста, подробнее об этом празднике?
– Этот праздник был установлен Первым Всемирным цыганским конгрессом в Лондоне в 1971 году. С тех пор отмечается ежегодно. Задачей конгресса было сохранение культурного наследия народа рома. В нем принимали участие делегаты из тридцати стран. Тогда рома признали себя единой нетерриториальной нацией и приняли собственные государственные символы – флаг и гимн. Этот день для нас очень важен, ведь он стал днем самоопределения нации.
– Сейчас цыганская диаспора в Беларуси насчитывает около 60 тысяч человек. Кто они, современные ромы?
– Народность рома живет на территории Беларуси сотни лет. Во время Великой Отечественной войны народ подвергся жестокому геноциду: в концлагерях и гетто погибли более полумиллиона человек. К счастью, некоторым семьям удалось скрыться.
Кочевая жизнь рома закончилась в 1956 году, когда в СССР был принят указ Никиты Хрущева «О приобщении к труду цыган, которые занимаются бродяжничеством». Поначалу ввести оседлый образ жизни, конечно, было сложно, но сейчас все привыкли, на своих местах семьи живут десятилетиями. Так что кибитки, песни, танцы у костра – не более чем стереотипы. Почти все белорусские цыгане – потомки послевоенных переселенцев из других регионов бывшего СССР. Больше всего рома проживает в Гомельской области. В Минске – около шести тысяч. Наше объединение было создано в 1997 году, поддерживает соотечественников и занимается сохранением национальной культуры. Белорусская диаспора наряду с организациями 43 стран мира входит в Международный союз цыган.
– Для многих рома ассоциируются с криминалом, мошенничеством, наркотиками. На ваш взгляд, почему складывается такое отношение?
– Хочу подчеркнуть, что это стереотипы. Раньше пугали, что цыган украдет коня, а цыганка погадает. В средствах массовой информации, считаю, искусственно раздувалась тема криминализированности цыган. Но если посмотреть, разве криминальных элементов нет среди белорусов или русских? Но это же не предлог обвинять весь народ, что он больше склонен к преступлениям, чем другие.
К сожалению, некоторые считают, что все цыгане – наркоманы, это также не соответствует действительности. Не буду отрицать, что после распада СССР, воспользовавшись малограмотностью, многих рома втянули в наркобизнес, но сейчас, по моим данным, торговлей наркотиками они практически не занимаются. Это произошло благодаря ужесточению законов. Люди понимают, что за такое преступление грозит немалый срок. К тому же от наркотиков пострадали и сами рома, когда молодежь стала употреблять запрещенные препараты. Хочу также подчеркнуть, что не было зафиксировано ни одного случая, когда ром был замешан в продаже спайсов.
Большинство из нас уважают и соблюдают законы, мы обычные люди.
– А чем в основном зарабатывают себе на жизнь ромы?
– В основном, конечно, торговля: у кого-то есть точки на рынках, магазинчики. Есть те, кто трудится на предприятиях, в сфере сельского хозяйства.
– Раньше цыганские семьи отличались большим количеством детей. Как сегодня с этим обстоят дела?
– Не все семьи сейчас многочисленны. Люди понимают, что вырастить детей нелегко. В семьях городских рома обычно рождается 2–3 ребенка, это золотая середина. Но есть, конечно, семьи, где и по 5, 6, 7 малышей.
– Появления на свет кого ждут больше: сына или дочери?
– Мы любим всех своих детей. Но сын – продолжатель рода, он –
наследник. Поэтому, когда рождается первым мальчик, все очень радуются. Потом совершенно не важно, пусть хоть все девочки родятся.
Младшие дети остаются жить с родителями. Вообще ромы никогда не отдают стариков в дома-интернаты, а младенцев – в приюты. А если такой случай имеет место, то он крайне осуждается и порицается.
– Артур Иванович, скажите, а сохранилась ли традиция заключения ранних браков у молодежи?
– С каждым годом возрастная модель брака меняется. Если раньше наши парни и девушки заключали семейный союз в среднем в 15–16 лет, то сейчас это – 18 лет. Несколько лет назад наше общественное объединение даже проводило инициативу «Ранний брак – упущенные возможности». Мы ездили по школам, где встречались с ромскими детьми, их семьями, рассказывали о перспективах, которых при раннем браке лишаются дети. Сейчас у нас стартовала новая инициатива «Женская ромская платформа», нацеленная на углубленную интеграцию в современное общество девушек и женщин Беларуси, Молдовы и Украины.
Она касается различных аспектов: женского здоровья, воспитания детей, образования, предпринимательства. Так, женщина должна быть активным гражданином в обществе, добиваться более высокого положения, занимать посты в структурах исполнительной власти.
– А каково отношение у рома к смешанным бракам?
– Раньше такие браки были табу, сейчас они случаются нередко. Кому-то, возможно, это не нравится, а кто-то относится к таким союзам спокойно.
– Ответьте, актуальна ли для народа рома проблема образования молодежи?
– Отсутствие образования считаю корнем всех наших бед. Поэтому объединение всегда старается донести, насколько важно получить образование. Ведь только имея специальность, можно устроиться на работу, получать достойную зарплату. Меня очень радует, что в последние годы в Беларуси ситуация меняется в лучшую сторону: рома все чаще получают высшее образование. У нас уже есть учителя, врачи. Родители и молодые люди иногда звонят мне и спрашивают, в какой университет лучше поступать. Вообще, среди цыган немало знаменитых людей – спортсмены, артисты, певцы, музыканты…
– Соблюдают ли современные ромы традиции предков?
– Безусловно. Мы гордимся, что за многие века удалось сохранить свои традиции, общность, культуру и язык. К примеру, девушка должна выходить замуж девственницей, замужние женщины всегда носят длинную одежду. Цыганская женщина в семье скромна и послушна, она слушается старших.
Вообще, ромы – дружный народ, они всегда помнят о родственных и дружеских связях. А еще ромы – очень верующие люди. Мы посещаем храмы, венчаемся, отпеваем умерших.
– Есть ли у народа рома какие-либо кулинарные предпочтения?
– Кулинарные традиции ромы перенимают у той страны, в которой живут. Готовят много, на тот случай, если кто в гости заглянет. Ведь ромы очень гостеприимный народ.
– Расскажите, а кто такой цыганский барон, какой человек удостаивается подобного титула?
– Титула «цыганский барон» в среде рома никогда не существовало. Издревле самого муд-
рого и пожилого человека называли «баро». По-русски это переводится, как «большой» или «главный». С годами к этому слову добавилась буква «н», но ее добавили не ромы. С тех пор и пошло это название. У нас и сейчас есть уважаемые люди, но мы баронами их не называем.
– Многие женщины занимаются гаданием, некоторые обещают женихов приворожить…
– Колдовство и черная магия у нас запрещены. Что касается некого провидческого дара, то лично сам я убежден, что он у народа рома есть. Конечно, встречается не у всех. Но научиться предсказывать будущее или гадать невозможно. Дар либо есть, либо его нет.
– Артур Иванович, так где же все-таки находится земля обетованная народа рома?
– Родиной мы называем ту страну, в которой родились. Есть легенда, что бог полюбил рома за веселье, что не стал привязывать к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. Именно поэтому сегодня цыгане живут на всех материках, кроме Антарктиды.
Кстати, в 2016 году руководитель индийского МИД Сушма Сварадж обратилась к цыганской общине всех стран с посланием: «Вы – сыны Индии, которые мигрировали и жили в сложных условиях в чужих краях в течение многих столетий, тем не менее, вы поддерживали вашу индийскую идентичность. Мощная 20-миллионная община цыган живет более чем в 30 странах Западной Азии, Европы, Америки и Австралии, и все это – потомки наших соотечественников».
Затем в Нью-Дели состоялась международная конференция и фестиваль цыганской культуры с участием С. Сварадж, где еще раз была подтверждена готовность индийских властей признать цыган частью индийской диаспоры.
Планируется, что специальное научно-экспертное учреждение в Индии займется изучением истории цыган, их языка и культуры и разработает концепцию взаимодействия Индии со своими соотечественниками за рубежом. Также будет рассмотрен вопрос о придании соответствующего юридического статуса зарубежным цыганам.
Беседовала Инна ГОНЧАР