Найти в Дзене
Логово мужика

Испанская пехота!

Почему испанская терция долгое время была непобедимой? Этой фразой капитан Алатристе в исполнении Вигго Мортенсена обессмертил подвиг испанской пехоты в битве при Рокруа (1643 год), которая ознаменовала конец эпохи терций на поле боя. Так что же самое представляла терция как построение и почему она долгое время была эффективной? Рождение терции Терция появилась в самом начале 16 века, во время Второй итальянской войны, которая велась между Францией и Испанией за контроль над Миланским герцогством и остальной Италией. Первоначально успех в ней сопутствовал французам, которые располагали многочисленным артиллерийским парком, хорошей тяжёлой кавалерией и стойкими швейцарскими наёмниками. Испанцам срочно нужен был свой козырь, который бы смог "восстановить баланс" на поле боя. Были идеи переманить швейцарских наёмников, но вот беда: французы платили им исправно, понимая их ценность, а сами швейцарцы отличались преданностью и без веской причины не меняли сторону конфликта, а в случае неупла

Почему испанская терция долгое время была непобедимой?

Передайте герцогу Энгиенскому, что мы его от души благодарим. Но это испанская пехота!
Передайте герцогу Энгиенскому, что мы его от души благодарим. Но это испанская пехота!

Этой фразой капитан Алатристе в исполнении Вигго Мортенсена обессмертил подвиг испанской пехоты в битве при Рокруа (1643 год), которая ознаменовала конец эпохи терций на поле боя. Так что же самое представляла терция как построение и почему она долгое время была эффективной?

Рождение терции

Терция появилась в самом начале 16 века, во время Второй итальянской войны, которая велась между Францией и Испанией за контроль над Миланским герцогством и остальной Италией. Первоначально успех в ней сопутствовал французам, которые располагали многочисленным артиллерийским парком, хорошей тяжёлой кавалерией и стойкими швейцарскими наёмниками. Испанцам срочно нужен был свой козырь, который бы смог "восстановить баланс" на поле боя. Были идеи переманить швейцарских наёмников, но вот беда: французы платили им исправно, понимая их ценность, а сами швейцарцы отличались преданностью и без веской причины не меняли сторону конфликта, а в случае неуплаты просто возвращались по домам (знаменитая в то время присказка гласила: нет денег - нет швейцарцев). Испанцы решили применить против мощной и многочисленной кавалерии французов стрелков-аркебузиров, но проблема заключалась в том, что аркебуза была эффективна лишь на дальности не более 50-70 шагов, да и то качественный латный доспех имел шанс выдержать попадание пули из аркебузы. Такое расстояние пущенная в галоп лошадь преодолевает за считанные мгновения и у стрелков был только один залп. Для прикрытия стрелков и снижения угрозы от кавалерии нужны были пикинеры или алебардисты (идея опять была подсмотрена у швейцарцев, которые эффективно действовали в сомкнутом строю против кавалерии). В то время военное дело снова стало считаться искусством, полководцы начали обращаться к опыту прошлого и почитывали труды по тактике. Некоторые из них обратили внимание на тактику Александра Македонского, ведь все новое - это хорошо забытое старое. А армия Македонского хорошо справлялась с многочисленной кавалерией персов при помощи фаланги, бойцы которой были вооружены длинными пиками. Итак, имея пример из забытого прошлого и свежий опыт швейцарцев, испанцы решили сделать пикинеров постоянной частью собственных армий. Оставалось сложить один и один - научить аркебузиров и пикинеров слаженно действовать в боевых условиях.

Поскольку у стрелков во время отражения кавалерийских атак противника было время только на один залп, то линейная тактика, когда позади стрелков находились бы пикинеры - не годилась. Стрелки элементарно не успевали бы отступить за строй пикинеров, которые уже должны были стоять с пиками наперевес, готовясь отражать вражескую кавалерию. Организовать проходы для аркебузиров тоже было малореальной задачей - строй пикинеров должен был быть как можно плотнее, а стрелкам было как-то неуютно оборачиваться назад и видеть за собой лес пик пусть и собственной пехоты, когда спереди несётся вражеская кавалерия. Оставалось лишь действовать одновременно, в едином слаженном строю, когда пикинёры прикрывали стрелков, а аркебузиры открывали огонь по врагу, находясь под защитой длинных пик.

-2

Дебют

Боевой дебют терции состоялся в битве при Чериньоле (1503 год) и закончился убедительной победой испанцев. В ходе битвы армия из 6300 испанцев и их союзников потеряла лишь 100 человек, в то время как 9000-е войско французов потеряло 4000 бойцов. Испанцы не только победили численно превосходящего противника, но и одержали верх над швейцарскими наёмниками и новый строй был сразу признан эффективным.

Закрепление успеха

В 1525 году испанцы снова одержали победу над французами в битве при Павии. В этом сражении испанцы применили ноу-хау в военном деле - мушкет, который был принят на вооружение в 1522 году, т.е. совсем свежачок. В этот раз сражение проходило в непростой лесистой местности - охотничьем парке. И снова разгром противника - французы потеряли до 12 тысяч убитыми, ранеными и пленными, тогда как испанцы - 500 человек. Справедливости ради нужно отметить, что новый строй не всегда позволял одерживать победы даже в 16 веке, например в битве при Равенне в 1507 году, да и позже в Италии случались поражения, но даже в этом случае новый строй позволял минимизировать потери от кавалерии и часто вражеские полководцы просто позволяли терциям испанцев отступать, лишь бы не нести напрасные потери от столкновения с ними.

-3

Состав терции

Численный состав терции был разным и колебался в пределах от 1500 до 4000 человек (в зависимости от периода и места службы). Классическая терция, согласно регламентам и испанским воинским предписаниям должна была состоять из 3000 человек, хотя постоянные сражения, смерти, ранения, эпидемии, болезни и дезертирство не позволяли поддерживать это круглое число. Терции, находившиеся в Испании в дали от боевых действий имели меньшую численность, в то время как терции, которым предстояло сражаться с врагом стремились укомплектовать как можно большим числом людей. Также в более позднее время появилась тенденция снижать численность терций, чтобы уменьшить потери от интенсивного артиллерийского и мушкетного огня и такие терции все больше стали напоминать утолщённые линии пехоты, состоящие одновременно и из стрелков и из пикинёров, вместо привычного квадрата.

По поводу качественного состава также происходили изменения в зависимости от ситуации и возможностей. Учитывалось также и то, с кем приходилось воевать: против врага, располагавшего сильной и многочисленной кавалерией набирались терции с большим количеством тяжелых пикинёров, против войск с большим количеством стрелков - терции с большим числом мушкетёров и аркебузиров, за счёт снижения числа пикинеров.

В идеале, согласно воинскому предписанию от 1568 года, терция должна состоять из 12 рот по 250 человек в каждой. В каждой роте был небольшой штаб из 11 человек: капитан и его помощник, младший офицер, сержант, знаменосец, три музыканта, фуражир, капеллан и брадобрей. Рота подразделялась на 12 взводов по 25 человек под руководством ветерана. Терция теоретически включала в свой состав не менее 144 офицеров, выполнявших различные функции, 1110 тяжёлых пикинёров-латников в передних рядах (в полном доспехе, защищавшем все, кроме ног), 1080 лёгких пикинёров (зачастую только кираса, вместо пики могла использоваться алебарда), 448 аркебузиров и 190 мушкетёров, плюс высшее командование терции - офицер и его штаб. Такой состав был у терций, воевавших во Фландрии - считалось что терции в любом случае нацелены на сближение с противником для ближнего боя вместо ведения перестрелки и поэтому число хорошо защищённых пикинеров должно быть значительно больше стрелков, хотя возможно в этом был чисто экономический расчёт - пика была дешевле мушкета почти в четыре раза, даже без учёта использования стрелком пороха и свинцовых пуль.

Некоторые полководцы наоборот стремились нарастить число стрелков в ущерб пикинерам: другой вариант комплектования терций предполагал состав из 147 офицеров, 1080 тяжёлых и 400 лёгких пикинёров, 1220 аркебузиров и 190 мушкетёров.

-4

Так почему же так эффективна?

Терция считалась лучшим построением испанцев почти полтора века (с 1503 по 1643). Благодаря им Испания выиграла не одно сражение и многие полководцы копировали этот строй (например, в Германии во время Тридцатилетней войны).

Эффективность терции заключалась в том, что на поле боя она была самостоятельной тактической единицей, а также в слаженности действий стрелков и пикинёров. Кавалерии было крайне нелегко сломать такой строй, а линии вражеской пехоты терции просто продавливали благодаря глубине своего строя. В больших сражениях, когда численность войск исчислялась десятками тысяч человек, терции полагалось использовать в шахматном или, точнее, в шашечном порядке. Терции двигались на врага словно пешки на доске, поддерживая друг-друга, но вот съесть такую "пешку" было малореальной задачей. В классических армиях, с построением армий единым фронтом с чётким разделением на левый, правый фланги и центр существовал риск что солдаты, увидев, что один из флангов опрокинут, начнут бегство, опасаясь окружения. Терции своей тактикой скорее напоминали дивизии во Второй мировой - действовали самостоятельно, но в случае, если одна из терций попадала в беду, то другие стремились быстрее разделаться со своим врагом и придти ей на помощь.

Почему в итоге отказались?

Когда же терция перестала быть эффективной? Уже в начале Тридцатилетней войны было замечено, что против пехоты врага, вооруженной стрелковым оружием терции несут неоправданно высокие потери. Да, терции продолжали побеждать, но потери становились всё более высокими с дальнейшим распространением огнестрельного оружия. Здесь сомкнутый строй и большая численность играла против терции - врагу даже не обязательно было целиться - достаточно выстрелить в сторону терции, а там пуля сама в кого-нибудь да попадёт в таком тесном строю. Распространение артиллерии среди враждующих армий также не радовало, но артиллерии терции опасались меньше чем мушкетёров - количество пушек в полевых сражениях росло медленно и в середине 17 века было нормальным, когда на армию в 20 тысяч человек было всего 20 орудий. Середина 17 века также стала началом заката пикинеров на поле боя - пика не позволяла быстро перемещаться и полководцы стали постепенно отказываться от их использования. А к концу века стрелки получили для своих мушкетов и фузей сначала багинет, который вставлялся в ствол и превращал мушкет в этакое короткое копьё, а потом и полноценный штык. Конечно, это не давало пехоте такой защиты от кавалерии как строй из пикинеров, но приходилось рисковать.

В самой же битве при Рокруа поражение испанцев также не выглядело разгромом - французы тоже понесли немалые потери, но от терций в крупных сражениях стали отказываться, переходя к линейной тактике пехоты, которая продолжалась два следующих века.

"Последняя терция" Картина от которой захватывает дух
"Последняя терция" Картина от которой захватывает дух

Почему её идеализируют?

Почему так много людей, интересующихся военной историей восторгаются терциями? Помимо героизации испанской пехоты в различных произведениях и фильмах нужно помнить, что терции не раз побеждали численно превосходящего врага и покрыли себя бессмертной славой. Терция представляла собой боевое братство и в отличии от многих других армий, где ветераны сражались во второй линии, когда новичков бросали вперед, в терции ветераны-пикинеры первыми принимали на себя удар, чтобы у молодых было время набраться опыта, а не умереть в первом же сражении. Испанцам первыми в Европе удалось создать регулярное воинское подразделение, которое больше века побеждало на полях сражений различных врагов - до этого это удавалось только швейцарцам и иногда - ландскнехтам, но они были наёмниками и воевали за тех кто платит, а солдаты терции воевали за свою страну, которую, хотя она и частенько задерживала им жалование, они любили.