Фехтование как комплекс действий можно описать через два параметра - пространство и время. И это делали уже мастера древности, которые донесли до нас понятие дистанции и темпа. Именно в них кроется вся мудрость и искусство фехтования на любом оружии.
Сегодня мы подводим итог книги о тесаке и увидим, как работают эти принципы на примере комплексных приемов из книги Теодора Веролини. Сами приемы, а также позиции, через которые проходит оружие во время боя, требуют внимания именно к этим двум деталям - пространству, которое определяет, насколько безопасно ваше положение и насколько оно опасно для противника, и времени, точный расчет которого дает вполне ощутимые преимущества в бою. Прошу особо обратить внимание на принцип, который в германской традиции именуется Indes и чаще всего переводится как "тотчас" и его производные, которые использует Веролини. Он подразумевает, что действие совершается одновременно с оппонентом и позволяет сорвать его намерение или перекрыть его атаку. Он активно используется в большом количестве приемов.
Итак, переходим к заключительной части трактата Веролини о тесаке:
Как наносить догоняющий удар из Быка
Такой удар следует наносить, когда он начинает свой верхний удар [A-E], а твой тесак находится у твоего левого плеча: как только он начнет движение, тотчас нанеси нижний удар по восходящей подвешенной линии, пересекая линию его удара [F-B], как я показывает левый фехтовальщик на гравюре I.
Прием, чтобы нанести быстрый удар через слабую долю его дюссака
Сделай шаг и нанеси удар сверху, из правой позиции Быка, в его левую сторону [B-F]. Он захочет поймать твой удар своим дюссаком, надеясь опередить тебя. Ты же, не давая ему поймать удара, стяни дюсак, проведя рукоять вокруг своей головы, и снова ударь справа-сверху [B-F], против его удара, на который ты его спровоцировал. И в этом втором ударе твоя сильная доля окажется выше его слабой доли. Ты можешь увидеть это на гравюре G (правый фехтовальщик).
О том, как ранить его руку, используя смену с прямого лезвия на обратное
Шагни вперед с прямым верхним ударом [A-F], и как только он начнет поднимать руки для защиты, стяни свой удар назад, к своей левой стороне, и повернув кисть руки так, чтобы обратное лезвие стало направлено на него, ударь в правую руку восходящим ударом внутрь [F-B] прямо под рукоять его дюссака, и как это сделать, показывает фехтовальщик на гравюре I, с правой стороны (прим.: гравюру I я уже выложил немного выше, поэтому дублировать не буду).
Далее начинается раздел о позициях и защитах, в котором будут рассмотрены основные и вспомогательные положения тесака относительно тела и их функция в поединке.
Кабан (Eber)
Если твой противник атакует сверху, тебе стоит встретить его снизу. Защита Кабана используется только с правой стороны, как это показал левый фехтовальщик на гравюре M.
Позиция Гнева или Гневный Замах (Zornhut)
Фехтовальщик справа на гравюре М демонстрирует, как следует принимать Гневный Замах. В этой позиции ты отобьешь любые удары, направленные в тебя и сможешь следовать за противником своими ударами.
Бык и Гневный замах слева (Stier und Zorn zur Lincken)
Фехтовальщик на гравюре L, что стоит справа, учит тебя, как расположить себя в позиции Гневного Замаха с левой стороны. А фехтовальщик, находящийся слева, стоит в позиции Быка. И помни, как ты находился в нем с правой стороны, так можешь расположиться и с левой.
Противодействие Быку или Гневному Замаху Слева
Если ты видишь, что твой противник находится в одной из вышеупомянутых позиций, то скорее прими позицию Быка с правой стороны. Отсюда уколи его в лицо, делая широкий и сильный шаг правой ногой. Ему придется защититься и отбить твой удар. Дай своему тесаку уйти в ту сторону, в которую от сбил твой укол и быстро проверни его над головой, чтобы сразу же ударить снова с другой стороны. Если же ты полагаешь, что он может успеть закрыться и от следующего удара, то не давая дюссакам соединиться,, снова поменяй сторону и ударь в открытие с прежней стороны.
Прямое смещение или Подрез
Встань правой ногой вперед и держи дюссак перед собой на вытянутой руке, так, чтобы длинное лезвие смотрело на противника, а острие - вперед, как это показывает фехтовальщик справа на гравюре F. Отсюда, как только противник решится атаковать твою руку, нанеси удар снизу, как это показывает фехтовальщик слева на гравюре N.
О Смене и действиях из нее (Wechsel)
Расположись в ней таким образом: правую ногу поставь вперед, а дюссак держи в прямой руке у своей левой стороны, острием вниз и пусть короткое лезвие смотрит на противника, как показывает это правый фехтовальщик на гравюре N. Эта позиция зовется Сменой, потому что ты приходишь в нее между ударами и она существует с обоих сторон.
О противодействии позиции Смены с левой стороны
Если ты увидишь, что твой противник принял позицию Смены, то, как только ты поймешь, что можешь достать его, ударь слева в его голову, так, чтобы твой дюссак прошел через линию D-H и в конце смотрел острием вниз, с правой стороны от тебя. Затем разверни руку и нанеси еще один удар, снизу [D-H] через его руку, когда он будет поднимать ее. После чего твой дюссак вновь окажется на левом твоем плече. После этого ударь снизу [F-B] и твой дюссак придет к твоему правому плечу. После этого, нанеси еще один длинный удар по подвешенной линии справа [F-B].
Ende der Dusacken.
Итак, мы завершили целую главу о тесаке, написанную Теодором Веролини в 1679 году.
Дабы упростить поиск материала , приведу здесь ссылки на две предыдущие части трактата:
Фехтование тесаком: основные удары и правила их нанесения
Фехтование тесаком: правила и мастерские удары
Хочется подытожить проделанное так. Труд Веролини - очень поздняя для германской традиции работа, почти полностью состоящая из пересказа трудов его предшественников и в первую очередь Иоахима Мейера. От этого, с одной стороны, может показаться, что здесь нет как таковой новизны, а только повторение старых догм. Но с другой стороны, мы видим, что искусство и его принципы живут и применяются на протяжении уже не одной сотни лет. И тесак, как и длинный меч, все еще являются частью обучения и практики своего времени. И что важнее, принципы, лежащие в них, остаются актуальными.
Будучи большим апологетом мессера и тесака, замечу, что их техника прекрасно применима ко многим образцам оружия нового времени, за исключением особо длинных. Упор на закрытый эфес и обилие режущих и обводящих действий на ближней дистанции легко позволяют положить его в основу известных и популярных в XVII веке сабель, катлассов и иного короткого (менее 100 см) однолезвийного оружия.
Технику дюссака оказалось легко переложить на польскую саблю, как в свое время поступили основатели "польской крестовой школы", отец и сыновья Синявские (непосредственно об этом сам Синявский говорит вот этом видео: youtube.com/watch?v=z3-QEKCWPqs). Отмечу, что при отсутствии нативных польских источников, использование техники достаточно близкого по параметрам оружия из соседнего региона и синхронного периода является намного более логичным и мудрым решением, чем попытка прививать историческому оружию техники, появившиеся столетиями позже.
На этом благодарю за внимание. Любите историю, читайте источники и фехтуйте в свое удовольствие.