Эта история произошла в самом начале ВОВ. В июле 1941 года по шоссе Москва-Варшава продвигалась немецкая 4 танковая дивизия. Танковая дивизия - это очень серьезная сила. Под натиском этой силы отступала советская 13-я армия и кто-то должен был задержать танки противника, чтобы свои успели уйти подальше.
16 июля в районе реки Добрость выполнять эту задачу остались Николай Сиротинин и его командир батареи. В их распоряжении осталось одно орудие и 60 снарядов к нему. Орудие было хорошо замаскировано. Позиция на возвышенности позволяла хорошо просматривать шоссе, по которому шла вражеская дивизия, и мост через реку. МОСТ???
В начале войны советское командование допускало ряд стратегических промахов. Мосты на пути вражеской техники взрывать забывали и враг спокойно через них проходил. Подрыв мостов вынудил бы противника задержаться, чтобы построить новый.
На рассвете показалась вражеская колонна. Метким выстрелом Сиротинин подбил головной танк противника. Движение в прямом направлении было остановлено. Следующим выстрелом он уничтожил бронетранспортер в середине колонны. Теперь образовалась пробка, движение остановлено в двух направлениях.
Существует распространенная версия, что Сиротинин уничтожил первый и последний танк в колонне, однако не будем забывать, что танковая дивизия - это очень длинная колонна. Чтобы поразить последний танк необходимо развернуть орудие, чего нельзя сделать в одиночку.
Боевая задача выполнена, Сиротинина и комбат могут возвращаться в свою часть, но у орудия осталось еще слишком много снарядов, воины продолжили бой. Немцы отстреливались наугад, они не могли понять откуда по ним ведут огонь и тем более кто его ведет. Они считали, что против них воюет целая артиллерийская батарея.
Комбат получил тяжелое ранение и ушел в сторону советских частей. Сиротинин остался один. Немцы отправили два танка, чтобы отбуксировать подбитый головной и освободить проход. Оба были уничтожены. Один танк шел через реку вброд, но застрял. Там его и нашел снаряд Сиротинина. Через два с половиной часа позиция Сиротинина была обнаружена. Немцы предложили герою сдаться, но он отстреливался до последнего. Немцы открыли плотный огонь по его позиции и убили героя.
В результате боя, Сиротинин уничтожил 11 танков, 6 бронемашин, 57 солдат и офицеров. Немцы собрали местных жителей и с почестями похоронили его. В дневнике немецкого обер-лейтенанта написано:
17 июля 1941 года. Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости… Оберст перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Всё-таки он русский, нужно ли такое преклонение?