Найти в Дзене

Мне страшно

Легкое волнение, смутное ощущение, зарождающееся где-то глубоко внутри, а потом разрастающееся, все прочнее укрепляющееся в вашем сознании. Сначала это чувство побуждает вас с беспокойством обдумывать вашу работу, затем заставляет усомниться в ваших способностях, а в конце поселяет в вас уверенность, что вы никогда не сможете закончить то, что начали. И вот вы уже боитесь продолжать заниматься любимым делом, будучи уверенными, что это непосильная для вас работа, что вы не в состоянии контролировать процесс, что еще немного, и все возведенные вами дворцы рухнут, оставив после себя лишь бесформенные уродливые руины.

Знакомо ли вам это ощущение? Испытывали ли вы когда-нибудь страх перед тем, что любите? Боялись ли не справиться с поставленной задачей, не оправдать даже своих ожиданий? Наверное, каждый человек однажды испытывает подобное. И после того, как это случилось со мной, я до сих пор не могу смотреть на вещи по-прежнему .

Всё произошло очень неожиданно. Несколько лет назад я убедилась, что не имею достаточно опыта, чтобы написать полноценный роман. Тогда я оставила свои попытки и решила написать что-то менее объемное. Повесть «Обманите и сами поверьте в обман» вышла небольшой, не содержащей много персонажей, по объему находящейся на границе между длинным рассказом и короткой повестью.

Закончив работу над этим произведением, я решила, что пора перейти на следующий уровень и написать нечто более длинное и более сложное. Идея для новой повести уже давно жила в моей голове – приключенческая история, про молодого человека, оказавшегося в плену вместе с другими жертвами.

Этот сюжет просто поглотил меня в свой мир, откуда я не хочу выбираться, пока история не будет закончена. Многие эпизоды я вижу так же ярко, как сцены из фильма, эмоции главного героя чувствую, как свои собственные. Казалось бы, что еще нужно для написания книги?

И все шло просто идеально, пока я не добралась до пятой главы, в которой главного героя запирают в темном подвале вместе с тремя другими пленниками. И тут я поняла, что теперь сюжет зависит от этих четырех персонажей, от их характеров, от их взаимоотношений, и в то же время сами персонажи зависят от сюжета. И я не знаю ни то, какими должны быть эти герои, ни то, как должен развиваться дальше сюжет. Но в настоящий шок меня повергла мысль о том, что все в произведении зависит от чего угодно, только не от меня.

Я вдруг поняла, что все начинает выходить из-под контроля. Каждый персонаж – это отдельная личность, со своими желаниями, своими страхами, своими мотивациями. Каждый поступок героев должен отражать их характеры. И это должно аккуратно ложиться в канву сюжета, не уводя сюжетные линии в ненужном направлении, а наоборот, дополняя и украшая их.

При этом нельзя давать читателю заскучать. А следовательно, в тексте должны быть динамичные сцены, которые даются мне с большим трудом. В своей прошлой повести я описывала одну единственную сцену драки. Так вот мне пришлось переписывать ее не меньше восьми раз! Первые варианты выглядели настолько отвратительно, что мне самой было стыдно их читать. Несколько раз я порывалась вообще убрать эту сцену из сюжета, но потом находила в себе силы и продолжала биться над ее улучшением. В итоге, получилась сцена, которую я никак не могу назвать сильной, но теперь мне за нее хотя бы не стыдно. Она не выбивается грубым пятном из ровного текста и дает читателю понять, что произошло с главным героем. И если честно, я этим очень горжусь.

Но теперь я нацелилась на динамичное произведение, в котором будет много сложных для меня сцен и описаний. Написав одну из таких сцен (далеко не самым лучшим образом), я вдруг подумала, что раз уж я замахнулась на приключенческую прозу, то должна уметь отлично описывать подобные сцены. Вот только я не умею.

И тут в моей голове что-то щелкнуло, завертелось множество мыслей и сомнений, все детали, которые я должна учесть в повести, все навыки, которыми должна обладать при ее написании, вдруг стали давить на меня так сильно, что мне едва не захотелось все бросить и со слезами убежать, лишь бы не чувствовать этого давления.

Словно колоду карт, я должна держать все элементы повести в своих руках, должна умело перетасовывать их, но при малейшем движении они начинают сыпаться из рук. Я пытаюсь поймать падающие карты, но из колоды тут же выскальзывают другие.

И тут мне действительно стало страшно. Страшно от разрастающегося ощущения того, что мои фантазии начали выходить из-под контроля, что теперь они живут своей жизнью отдельно от меня. А я безуспешно пытаюсь их приручить, сложить в схему сюжета, но получается не лучше, чем если бы я пыталась из дикого быка сделать домашнего котенка. Мне страшно.

Столько лет писала, и ни разу не испытывала подобного. Испугалась своего самого любимого занятия! Я понимаю, что меня никто не торопит, что я могу спокойно практиковать навык письма, но теперь при одной мысли об этом я испытываю сильное волнение.

Так как мне совсем не понравилось это состояние, я решила быстрее разобраться с путаницей в голове и села за ноутбук, чтобы набросать образ каждого героя. В этот раз я не стану подробно их прорабатывать, потому что, как выяснилось, в ходе написания возникает много интересных подробностей, которые невозможно продумать, заполняя анкету о личностных данных героя. Сейчас мне важно понять персонажа и проникнуться его мышлением.

Однако в голове было так же пусто, как на пустом вордовском листе, созданном специально для персонажей. Тогда я решила, что настало время прибегнуть к крайним мерам. Разложила на полу 4 листа А4 и достала цветные ручки.

-2

Я решила, что лучше про каждого героя писать разным цветом. Дело в том, что все на свете я ассоциирую с цветами. Это один из видов синестезии. Синестезия, это такой феномен, когда при работе одного участка мозга задействуется другой, из-за чего синестеты чувствуют запахи, когда слышат определенные звуки, ощущают вкусы, когда видят определенные предметы и так далее. У меня графемно-цветовая синестезия. Это один из самых распространенных типов синестезии, заключающийся в смешении восприятия букв, цифр, слов, фигур с восприятием цвета. Например, каждая буква для меня имеет свой свет, когда я вижу или слышу цифры, в голове всегда возникают цвета. Нередко такие цветовые ассоциации помогают при учебе.

В общем в окружении листов и ручек я просидела на полу достаточно долгое время, ожидая Вдохновение. Оно почему-то очень любит сидеть на полу, поэтому и мне пришлось переместиться туда. Почти отчаявшись, я стала тихонько приговаривать: «Ну пожалуйста, Вдохновение, помоги мне… Ну давай же!» К счастью оно услышало мои просьбы, отложило свои дела и пришло на помощь. Вдохновение рассказало мне, что цвета моих героев – красный, белый, зеленый и оранжевый, объяснило жизненную позицию каждого из них, дало парочку идей для будущих сцен и стремительно удалилось.

-3

Под диктовку Вдохновения я заполнила все четыре листа разными цветами и почувствовала некоторое облегчение. Теперь я хоть частично знаю, кто такие мои персонажи, и, отталкиваясь от этого, могу дальше развивать сюжет. Если, конечно, хотя бы часть сюжета зависит от меня, а не от его героев, в чем я начинаю сомневаться.

Вот так сейчас проходит мой творческий процесс: не совсем гладко, заставляя меня метаться между легкой неуверенностью и необъяснимой паникой. Надеюсь, вскоре найду выход из этого состояния, но одно могу сказать точно: я решила, что хочу стать писателем, и буду стремиться к этому, несмотря ни на какие трудности.

А пока желаю всем Вдохновения и творческих успехов!

Подписывайтесь на сообщество в вк - Записки мечтателя