Найти тему
Дорогами радости

Византийские традиции католической Сицилии

Оглавление

На Сицилии, как нигде в другом месте, понимаешь, что когда-то (до 1054 года) разделения Церквей не было. С одной стороны, сторонний путешественник наблюдает живую католическую традицию, в центре которой соборы, переполненные во время евхаристии, с другой - может посетить немало храмов, где и духом, и глазом осознает себя дома, в православной восточной Церкви.

На Сицилии (как и в Южной Италии) до XII века служили по византийскому обряду, влияние Римского престола и Константинопольского патриархата в этот период было попеременным. В этот период на территории Сицилии в одной области часть городов подчинялась латинскому епископу, другая - греческому архиерею.

Пантократор в соборе Чефалу. Сицилия. Италия. Фото Сергея Кудрявцева
Пантократор в соборе Чефалу. Сицилия. Италия. Фото Сергея Кудрявцева

Византийцы были в Палермо недолго - два века - с шестого по девятый, пока Сицилию не заняли арабы. В XI веке их вытеснили викинги, чаще в этой части света, называемые норманами. Последние правили недолго - немногим больше столетия, однако оставили немало архитектурных памятников, относящихся к норманскому стилю. Парадоксальная ситуация: норманы, подчинявшиеся Римскому престолу, насаждавшие латинскую традицию везде на Сицилии, нанимали византийских мозаистов (мозаичистов) для росписи своих соборов. В результате, как писал историк искусств и специалист по древней иконописи В. Лазарев, именно Сицилия буквально была рассадником византийской традиции в западной церкви.

Чефалу

Росписи кафедрального Преображенского собора в Чефалу середины XII века принято считать продолжением монументальной мозаической традиции Софии Константинопольской и ставить в один ряд с фресками Дмитровского собора во Владимире.

Собор в Чефалу. Фото Сергея Кудявцева
Собор в Чефалу. Фото Сергея Кудявцева

Всё сияет золотой мозаикой. Пантократор не в куполе, а наверху апсиды, под ним - Богородица Оранта с архангелами по краям и два ряда апостолов. Последние не нарушают центровой симметрии. В центре апостольского ряда - окно, и получается что венец всей композиции - Спас Вседержитель.

Не в сезон в храме не бывает туристов. И можно сколь угодно долго вглядываться в строгие и всепрощающие лики.

Палермо

Кафедральный собор в Палермо - он посвящен Успению Богородицы - удивительно эклектичен и ни на что не похож. Арабо-норманский стиль. Пропорции базилики, две колокольни, похожие на минареты, сура на колоннаде... Внутри убранство вполне католическое... В южном портике - золоченая мозаика "Богородица на троне" - по одним данным XII, по другим - XV век.

Кафедральный собор в Палермо. Фото Сергея Кудрявцева
Кафедральный собор в Палермо. Фото Сергея Кудрявцева

Находясь в главном городе на Сицилии, обязательно надо побывать в Палатинской капелле - домовой церкви Королевского дворца норманнов и Марторане - Санта-Мария-дель-Аммиральо (адмиралтейской церкви, посвященной Богородице). Обе XII века. Византийская традиция, сияющие мозаики.

Палатинская капелла - небольшая, уютная, домашняя. Спас Вседержитель и в куполе, и над входом - с первоверховными апостолами, и в алтарной абсиде. Там же Богородица на троне, ей предстоят Мария Магдалина и Иоанн Предтеча.

Марторану - церковь более известна под этим поздним именем основательницы одноименного Бенедиктинского монастыря - построил православный грек, адмирал норманского короля Роджера. Церковь принадлежала греческому приходу, в ней долго служили по византийскому обряду.

В 1184 году в церкви побывал арабский путешественник Ибн Джубайр, вот что он написал о ней: "Мы видели самое замечательное строение, которое нам не под силу описать, и потому мы вынуждены молчать, ибо это самое красивое здание в мире…"

Сейчас храм принадлежит италло-албанской католической церкви, и в ней вновь служат по восточному обряду.

Византийские мозаики Монреале

В восьми километрах от Палермо стоит Царская гора - Монреале. На ней величественный кафедральный собор. Внутреннее убранство - 10 000 квадратных метров - покрыто золотыми мозаиками. В апсиде центрального придела - Пантократор, под ним -Деисис с Богородицей в центре, и, ниже -апостольский ряд. Ветхозаветные и новозаветные сцены, Страшный Суд... Правый придел посвящен апостолу Петру - он изображен в конхе абсиды, левый - апостолу Павлу. Всего в храме - 130 мозаик.

Это один из самых больших мозаичных циклов в мире. В Византии мозаиками украшали только своды и верхние части стен. А в Монреале мозаики занимают примерно две трети поверхности стен. Кому-то кажется подобное перенасыщением, кому-то вычурностью и помпезностью.

Фрагмент мозаик в Монреале. Фото Сергея Кудрявцева.
Фрагмент мозаик в Монреале. Фото Сергея Кудрявцева.

А кто-то увидит в этом огромном сияющем пространстве - особенно красивом в лучах полуденного солнца - торжество веры и радость жизни.

В сокращенной редакции этот материал был ранее опубликован автором в журнале "Православный паломник".

Ставьте лайки, чтобы видеть больше таких публикаций, подписывайтесь на наш канал и читайте о путешествиях на нашем сайте – Дорогами радости!