Герцен уехал в Англию, потому что в ранней юности вместе со своим другом Николаем Огаревым, после известия о казни декабристов, поклялся на Воробьевых горах, глядя на Москву сверху, посвятить всю свою жизнь борьбе за свободу.
Герцен был человеком принципов. Его дальнейшая судьба в полной мере отражала следование этому его принципу. Он искренне, во многом идеалистически, боролся за свои идеи.
Радикальным настроениям подвержено всегда меньшинство. И среди студенческой среды тех времен это было так же, несмотря на то что дворяне доминировали в этой среде. Для волнений среди студентов была экономическая причина. Это появление платы за обучение и рост этой платы. Плюс разные дисциплинарные меры администрации. Среди бунтующих студентов было радикальное меньшинство, которое желало повернуть эти протесты в политическое русло.
В те времена были казеннокоштные студенты, это студенты которые были на казенном обеспечении за успехи в учебе или по определенным обстоятельствам и своекоштные, которые обеспечивали себя и оплачивали обучение сами. Герцен призывал студентов идти в народ, чтобы нести свет просвещения.
Среди рабочего класса конца 19 – начала 20 века, в отличие от крестьян, довольно большой процент был грамотен. Большевики же, говоря о том, что они опираются на самые низы, определенно лукавили. Большевики опирались в первую очередь на рабочую аристократию. Это были высококвалифицированные и высокооплачиваемые рабочие (например, железнодорожники), довольно грамотные. Они боролись за свои экономические права, а когда конфликт встал уже на правительственном уровне, то добавился еще и политические требования.
Народники были по сути романтиками и имели весьма идеалистические представления о народе по книжкам. У них было некое представление о крестьянине, который день-деньской пашет, который невежественен снаружи, но очень добрый внутри.
И когда в 1874 году они пошли в народ, то там их представления о народе стали очень резко меняться. Они прочитали у Герцена и Чернышевского разные интересные мысли про крестьянскую общину, как ячейку будущего социалистического общества. А на самом деле крестьянская община была инкубатором капитализма. Каждый крестьянин мечтал иметь свое частное зажиточное хозяйство.
Еще один миф уже от Бакунина, что русский мужик – это социалист по инстинкту. Они увидели, что на самом деле когда мужику что-то говорят про то, что земля общая, земля божья, он отвечает, что она божья только там, где никто не живет, а в остальных местах она принадлежит людям. Тогда начали разрушаться все те мифы, в которые народники верили. Когда они говорили, что эти выкупные платежи, эти подати так тяжелы, так много земли у помещиков, то крестьяне соглашались. Но как только народники заговаривали о том, что во всем виноват царь, крестьяне их прогоняли, грозили полицией и побоями или просто отказывались слушать.
Цели у народников в этом просвещении были разные - подробнее в следующей статье.
Подписывайтесь нас канал, оставляйте свои комментарии.
Что ещё почитать?
- Рассказ.Как зарождалась РЕВОЛЮЦИЯ. Александр II
- Рассказ. Как зарождалась революция. Часть 2 Карако́зов
- Рассказ. Как зарождалась революция. Часть 3 Герцен
- Рассказ. Как зарождалась революция. Часть 4 Желя́бов
- Рассказ. Как зарождалась революция. Выстрел Каракозова Часть 5
- Взрыв в Зимнем дворце. Кто организатор?
- Покушение на царя. А что дальше? РАССКАЗ.
- Условия революционеров.
- Крепостное право
- Классическая формула реформы - богатый богатеет.
- Выкупить землю в XIX веке.
- Военные поселения Что это?Зачем? Почему?
- Основа хорошей власти. Закон есть закон. Фемида открой глаза...