Для чего нам так быстро выносить суждения, ставить оценки? Мы не выдерживаем. Неопределенности. Сложности.
Все хотят конкретного ответа. На любом форуме, от психологических, до медицинских вы найдете эту мольбу: "скажите же, что Конкретно мне с этим делать!" И что они чаще всего слышат в ответ? Приходите на консультацию, мы еще пока не знаем, что с вами, прежде чем понять, что делать. Важно понять, как это именно у вас.
И слышится-мерещится нашим соотечественникам в этом лишь коммерческо-мошенническая зацепка, мол "Ага, знаем мы их. Приходите и заплатите! Как же, нашли дурака! Все он знает, просто не говорит, нажиться на мне хочет".
А мы те, кто с другой стороны форумных "баррикад", съеживаемся только от идеи, что кто-то и правда может решиться давать такие конкретные ответы, что кому делать, не разобравшись, не рассмотрев, хотя бы не осознавая всей сложности такого ответа. И не отвечать иногда не можем, люди же хотят что-то сделать со своей тревогой от незнания и неопределенности, они хотят знать, хотят ответов. И единственно правдивый ответ: "все сложно" их, конечно, не устроит. И не объяснить, что у нас есть знания, но мы не можем так быстро и однозначно выдать знание о них самих, ибо не знаем. Вот такой парадокс.
И так, собственно везде, куда ни глянь. Происходит, к примеру, какое-то непонятное нам явление в своем или чужом обществе и, конечно, сложно сказать: "я не знаю", "не понимаю этого до конца". Причины, по которым оно возникло, последствия его возникновения, значение его для всех вокруг, острую необходимость для кого-то, или даже стабилизирующую функцию для системы в целом, иначе развалится все...
Неопределенность, непознаваемость, неоднозначность, парадоксальность - слишком тяжелая ноша.
Чем более детская психика, тем к большей определенности она стремится, потому что именно ей нужны опоры, стабильность, ясность, определенность....
Так и рождаются скорые суждения и оценки, так многозначность и сложность явления упрощается, сводится к простым ответам. Геи - плохо, православные - хорошо. Войне - нет, школе -да, компьютеры запретить, много читать -пожалуйста, много учиться детям -хорошо, много общаться - плохо...Оценка , суждение завершают гештальт, сворачивает дальнейший поиск, ставят точку, успокаивают своей завершенностью, создают ощущение компетентности.
Больше всего однозначных ответов как раз у тех, кто мало что знает и еще меньше готов к тому, чтобы задаваться вопросами, узнавать. Наименее знающим объявлял себя Сократ...