Найти тему
Читай Про Себя

Пять самых странных книг нашего времени

Оглавление

"Кодекс Серафини"

В комментариях к статье о нерасшифрованных рукописях звучали предположения, что никакие это не тайные знания, а просто ничего не значащие выдумки. Что ж, версия не лишена оснований. Кто их там знает, как у них в Средние века, а в наше время люди, имеющие доступ к дорогостоящим письменным материалам и умеющие ими как следует пользоваться, вполне могут себе такую выдумку позволить.

с сайта issuu.com
с сайта issuu.com

Дизайнер Луиджи Серафини взял и создал огромную сюрреалистичную энциклопедию вымышленного мира на выдуманном (и нечитаемом) языке, чем-то напоминающую "Манускрипт Войнича". Зачем? Ну, в общем это вполне себе арт-объект. Создают же писатели-фантасты вымышленные миры. А Борхес написал о том, как создаваемый вымышленный мир становится реальным. А Серафини прочитал Борхеса и создал реальную и детальную энциклопедию вымышленного мира. Всё логично.

Изданный в Италии в 1978, "Кодекс Серафини" (Codex Seraphinianus) стал невероятно популярен. Почитать его целиком онлайн можно здесь, а в 2014 году он был переиздан в бумаге.

"В Царствах Нереального"

Когда на восьмидесятом году жизни простой уборщик Генри Даргер отправился доживать свои дни в приют, хозяин дома принялся "выгребать хлам" из комнаты, в которой Генри жил затворником более сорока лет. Среди хлама нашлось непостижимое: десятки тысяч страниц текста, заботливо переплетенного, любовно проиллюстрированного акварелью и коллажами. Это были всего три произведения. Самое значительное из них - "История девочек Вивиан в стране, известной как Царства Нереального, а также Гландеко-Ангелинского военного штурма, вызванного восстанием детей-рабов" на 15 000 машинописных страниц, с сотнями иллюстраций, рассказывает о борьбе детей против их поработителей. Странный жилец, в котором никто не мог заподозрить ни художника, ни писателя, создавал его на протяжении десятков лет - сначала от руки, а потом на печатной машинке. Да, это всё один роман.

Наследие Даргера из собрания Американского Музея Народного Искусства; фото с сайта Hyperallergic.com
Наследие Даргера из собрания Американского Музея Народного Искусства; фото с сайта Hyperallergic.com

По счастью, хозяин дома - известный чикагский фотограф Натан Лернер - понял культурную и коммерческую ценность находки. Благодаря нему Даргер в 1970-х стал культовой фигурой маргинального искусства, а его произведения заняли почётное место в музеях. Сегодня имя Даргера входит в учебники по ар-брют и творчеству душевнобольных.

"Агриппа. Книга мёртвых"

Фантаст Уильям Гибсон известен миру тем, что придумал киберпространство и предсказал интернет. И даже свой тонкий поэтический талант он облекает в маргинальные формы. В 1992 году, вдохновившись замыслом Кевина Бегоса, он вместе с художником Дэннисом Эшбо создал необычную штуку: книгу, арт-объект и перформанс. В художественный альбом запрятана дискета, которую можно прочесть всего один раз: специально написанная программа выводит на экран поэму Гибсона, строчку за строчкой, одновременно разрушая её. По замыслу, это метафора человеческой памяти, умирающей вместе с её носителем.

с сайта www.antonraubenweiss.com
с сайта www.antonraubenweiss.com

Но пиратская запись поэмы - скорее всего, сделанная на видеокамеру во время публичной презентации - вскоре появилась на ВВS-ке MindVox (близкой к даркнету и культуре хакеров) и оттуда разошлась по всему миру. Получилось очень символично и иронично - оказалось, что в эпоху киберпанка рукописи тоже не горят.

"Естественное увеличение бюста тотальной силой мозга: как использовать 90% мозга, чтобы увеличить размер груди".

Книги по саморазвитию и самосовершенствованию - не новость. Их авторы часто объясняют нам, что мы используем свой мозг всего на пять или десять процентов, а они знают, как задействовать остальные 90 для того, чтобы бросить курить, выучить пару десятков иностранных языков, открыть дюжину стартапов и всё успевать.

А вот доктор Дональд Л. Уилсон знает, как использовать 90% мозга, чтобы силой мысли увеличить себе грудь. В 1979 году в своей серии "Тотальная сила мозга" (кстати, продаётся до сих пор) он выпустил книгу, в которой для достижения желанного бьюти-эффекта рекомендует проводить сеансы самовнушения перед зеркалом, в деталях представляя свой желанный размер и проговаривая формулы программирования. "Надёжный, пошаговый и полностью научный медицинский метод." Более странного применения для мощного интеллектуального потенциала человека наука не знает. (Но это не точно.)

"Поминки по Финнегану"

На десерт - самая сложная книга в мире (по крайней мере, в англоязычной литературе). Кошмар переводчика, гроза студента-филолога третьего курса, последний труд великого Джеймса Джойса, которым он окончательно сломал модернизм и открыл дверь постмодернизму. Держится это диво на трёх китах (точнее, хтонических монстрах). Во-первых, техника "потока сознания". Синтаксис и вообще ход мысли движутся по ассоциациям, свободно перескакивая с образа на образ, так что к концу написания книги даже автор забыл смысл некоторых пассажей. Во-вторых, это дикое количество цитат и отсылок - на страницу текста приходится десяток страниц с примечаниями. И самое необычное - это язык, сочетающий как многозначные слова, придающие тексту множество прочтений, так и неологизмы, а точнее - идиоглоссы - придуманные "одноразовые" слова-каламбуры. Даже само название - Finnegans Wake - имеет столько значений, что адекватно перевести его на русский невозможно. А ещё действие 600-страничной книги длится ровно один день и закольцовано по кругу.

На русский язык роман полностью не переведён; существуют лишь фрагменты. Например, в сети можно ознакомиться с отрывками в переводе Ольги Брагиной или Андрея Рене.

~*~*~

Если понравилось - подписывайтесь и читайте pro_sebia в ленте, а еще в Инста и ВК. Посмотрите также: Пять загадочных "книг в книге" и Пять великих авторов, чья слава пришла к ним после смерти.

Хобби
3,2 млн интересуются