В Алтайском крае, среди отрогов Салаирского кряжа, находится исток не большой сибирской реки Бердь. Учёные до сих пор не могут разобраться с происхождением названия этой речки и продолжают спорить какой этнос удостоил эту не большую речку названием — Тюрки, Финно-Угры или Арии. Исток Берди находится в Алтайском крае, но течёт она в основном по территории Новосибирской области, в границах Маслянинского и Искитимского района. Общая длина реки всего 363 км. За свои весьма живописные ландшафты по берегам, речка также имеет не официальное прозвище - «Сибирская Швейцария». Начинается речка как горно- таёжная, далее в районе посёлка Маслянино это типичная равнинная река, но в среднем течении и ближе к устью, Бердь протекает около не высокого хребта и принимает снова характер горной. Река довольно популярная у местных и приезжих туристов, но наиболее часто посещаемым, является отрезок от Маслянино до села Легостаево, длиной 90 км.
В 2011 году, я со своим старшим сыном, решил сплавиться по этой замечательной речке. В последнюю пятницу июня в 10 часов утра загружаемся в машину и едем на автовокзал. Оставляем машину на платной автостоянке, и взвалив на себя рюкзаки и тюк с лодкой, приходим на автовокзал. В 12 часов объявляется посадка на Маслянинский автобус. Водитель увидев наши рюкзаки, начал бурчать и говорить, что с такой поклажей не повезёт, но мы молча «кивая башнями» запихали всё под сидения и в проходы. Увидев, что пассажирам мы в общем-то не мешаем, водитель замолчал. Наш поход официально начался. По пути автобус делает остановку на несколько минут для разминки около посёлка Евсино и города Черепаново. Примерно через 4,5 часа прибываем в Маслянино. Река протекает в пяти минутах хотьбы от автовокзала. По пути заходим в магазин и покупаем несколько 5-ти литровых банок воды. Перейдя Бердь по автомобильному мосту, спускаемся на удобный пляжик на другой стороне и распаковываемся.
Надуваем лодку, укладываем в неё все наши пожитки, с третьей попытки удаётся усесться и самим. Вообще лодка Скиф -2, не смотря на то, что является двух местной, позволяет с достаточным комфортом путешествовать в одиночку, вдвоём и с поклажей в ней очень тесно. Расположиться получилось только тет-а- тет, т. е. лицом друг к другу. Итак стартуем. На сегодня план, уйти за границу садовых участков, которые начинаются практически сразу от места старта, а в идеале за деревни Чупино и Пайвино, чтобы оказаться в «не населёнке», т. е. пройти нужно около 15 км.
Налегаем на вёсла и уже на закате, достигаем нужной точки. Пока искали подходящее место для высадки, солнце уже ушло за горизонт. В сумерках ставим лагерь, с на лобным фонариком готовим ужин. Сегодня было много событий, поэтому переполненные впечатлениями, решили не разжигать костра и не засиживаться, а сразу лечь спать.
На следующий день поднялись довольно рано, около 5 утра.
Позавтракали и сразу в путь. Примерно к 12 часам прошли деревню Никоново. За ней начинаются самые красивые места. Река постепенно меняет характер с равнинного на горный, появляются первые первые перекаты.
Здесь река прорезает не высокий горный хребет, который состоит из сильно разрушенных древних гор.
Иногда скальные стенки подступают в плотную к воде. Первая встреченная на пути гора, была сразу -же успешно покорена.
Плывём дальше. Подошло время обеда. Причалили к подходящей галечной отмели и приготовили обед. Кстати во время похода костров не разжигали, а всегда пользовались газовой горелкой. После обеда продолжили путь.
Поскольку у меня как обычно был дефицит времени, то весь путь проделали в режиме галер, т. е. гребли не переставая, в результате, забегая вперёд скажу, что на весь путь затратили два ходовых дня, при том что другие группы проходят этот путь за три-шесть дней. Плывём, наслаждаемся окружающими видами, обгоняем группы других сплавщиков и примерно на границе Маслянинского и Искитимского районов, клонящееся к закату солнце, напомнило нам о необходимости поиска места ночлега.
На этот раз устроились лучше чем вчера.
Нашли удобную песчаную полку, для установки палатки, почти над урезом воды.
Поднявшись на верх, удалось связаться с родными и сказать что мы живы и здоровы.
На следующий день, сразу после завтрака - «лодки на воду, полный вперёд». Проходим посёлок Старососедово, иногда на пути попадаются не большие перекаты и прижимы, такие же как и вчера.
В полдень сделали остановку для обеда, а после продолжили путь. Примерно в 14 часов, за очередным поворотом увидели Легостаевский мост, вестник окончания водной части маршрута.
Причалили на правом берегу, сдули лодку, упаковались и перейдя мост, остановились на остановке, для того чтобы поймать попутку и добраться до железнодорожной станции Линёво. Трафик движения через Легостаево, упорно стремился к нулю и нам пришлось почти 2 часа стопить редкие машины, перед тем как дяденька на ВАЗ 2104 согласился нас довезти. Электропоезд до Новосибирска уже ушёл, а следующий будет ещё через несколько часов, поэтому остаёмся на трассе и пытаемся стопить попутку. Вскоре остановилась машина и водитель согласился нас довезти до Советского района города Новосибирска, это в 20 км. от места стоянки нашей машины. Приезжаем в Советский район и останавливаем третью машину, на этот раз платную такси. Едим на ней до места стоянки и водитель всю дорогу рассказывает нам байки о своих похождениях по девочкам. Противно конечно, но едим молча, не слушая его и думая о своём. Доехав до места стоянки, выгружаемся и загрузив поклажу в багажник уже своего автомобиля, объявляем поход официально завершённым.
В заключение можно сказать, что поход безусловно удался. Погода была хорошая, комаров и мошки не было совсем, клещей не поймали, но было-бы ещё лучше, если-бы мы не торопились и потратили на поход дня на два побольше!
Если Вам понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить обновлений и конечно же комментируйте!