В Интернете часто всплывают конспирологические теории о постройке одного из выдающихся судов викторианской эпохи - SS Great Eastern, и одну из таких теорий я попробую разобрать с точки зрения критически мыслящего человека, по возможности не прибегая к аргументам, относящимся к личностям авторов таких теорий. Как бы мне того не хотелось после прочтения некоторых откровений.
Я - не историк флота, особенно эпохи Крымской войны, и не инженер -судостроитель, поэтому все, что я буду писать в этой статье - результат скорее общей логики, подкрепленной документальными свидетельствами, а не серьезное историческая работа. Я не буду приводить перекрестную критику и исследование источников и, более того, все источники в этом исследовании - свободно доступны в Интернете (разве что иногда за сам доступ к ним необходимо немного заплатить) - я не занимался архивной работой и какими бы то ни было полевыми изысканиями. Конечно, это не придает статье научного веса - но, с другой стороны позволяет каждому изучить те же источники, что встретились мне и составить свое мнение о предмете. Итак, приступим.
Разбираться мы будем со статьей, которая в целом собирает все мифы о постройке корабля, отличаясь от аналогичных иностранных нарративов только отсылками к Библии, моментам русской истории и различным псевдонаучным теориям о истории Древнего Египта - сама же фактология подобных статей о Great Eastern везде одинакова.
Сперва я не хотел касаться вещей, не относящихся к, непосредственно, кораблю - но..
построенном в Англии при очень загадочных обстоятельствах когда ещё не было промышленного использования электричества и не было ни электрических лампочек, ни электродрелей, ни многого другого. Он был спущен на воду в 1858 году.
удивительно, но напрямую в статье ее автор дает ссылку на то, что электрические лампочки уже были :)
В 1854 году немецкий часовщик Генрих Гёбель создает лампу с тонким угольным стержнем, которая светит гораздо дольше предыдущих.
Даже "предыдущие" были на момент закладки корабля ! (на самом деле это неточность - под предыдущими тут стоит понимать материалы, использованные в экспериментах ранее, а никак не сами лампы). Тем не менее - забавный факт взаимоисключающих параграфов - толи еще будет, отметим это для себя.
"Первый свой проект гигантского корабля Изамбард Кингдом Брюнель набросал ещё в 1852 году". (А через 6 лет металлическое судно-гигант, революционное для промышленности и науки того времени, длина которого превышала футбольное поле ровно в два раза, был буквально чудом спущен на воду! — А.Б.)
Много утверждений, подводящих к мысли о том, что никому не известный выскочка за шесть лет прошел путь от набросков корабля к его спуску на воду. Оставим пока то, как проходил сам спуск - к этому мы вернемся позже - и немного осветим карьеру Брюнеля. К моменту начала работ над Great Eastern он был вполне сформировавшимся, всесторонне образованным инженером, широчайше известным как своими работами, так и методами, часто настолько же инновационными, насколько и эксцентричными. Его легко можно поставить в один ряд с Илоном Маском и Говардом Хьюзом.
К моменту постройки Great Eastern за плечами Брюнеля были:
Туннель под Темзой
Первый в мире туннель, проложенный под руслом реки, впоследствии ставший частью Лондонского метро.
Многочисленные работы для Бристольских доков
Работы включали углубление доков, улучшение шлюзовой системы, цельнометаллические мосты, инсталляции современного насосного оборудования. Наплавной металлический понтонный мост, спроектированный Брюнелом, до сих пор можно увидеть в доках - он не используется, но поддерживается в сохранности и может быть использован в любой момент.
Железная дорога Лондон - Бристоль
На момент постройки - самая длинная и самая ровная в Англии - с минимальным перепадом высот. Что бы сделать ее такой Брюнелем построен Коробчатый туннель - самый длинный на тот момент, почти трехкилометровый, железнодорожный туннель в мире, строительство которого - уникальный процесс, граничащий с подвигом и заслуживающий, что бы его описали отдельно.
Стоит заметить, что туннель и в наше время служит частью скоростного железнодорожного маршрута Лондон-Бристоль
Колесный пароход Great Western (1838)
Прозванный современниками "чудом техники" и "плавучим дворцом" - это был первый в мире пароход, совершавший регулярные рейсы между Лондоном и Нью-Йорком. Стоит заметить, что Great Western уже был списан в утиль и разобран на момент спуска на воду Great Eastern.
Пароход с винтовым движетелем Great Britain (1843)
Первый в мире цельнометаллический океанский корабль. Первый в мире корабль с винтовым движетелем. Самое большое в мире пассажирское судно на момент спуска на воду. И да, тоже "техническое чудо" и "второй великий корабль Брюнела". В отличии от других кораблей Брюнела - Great Britain сохранился до наших дней, превратившись в музей - одну из достопримечательностей Бристоля
Итак, Брюнел, определенно, не был новичком в судостроении. И, пусть и крайне амбициозный, проект Great Eastern не был для него невозможен - его опыт, в том числе и неоднократно проверенный практикой, позволял спроектировать и построить подобный корабль, корабль-монстр, вызывающий восхищение у современников и вопросы у конспирологов.