Найти тему
Фея волшебных слов

Крики княжны Таракановой и её покровитель. Переполох в Петропавловке

В основе иллюстрации, картина К. Д. Флавицкого (1830-1866), "Княжна Тараканова"
В основе иллюстрации, картина К. Д. Флавицкого (1830-1866), "Княжна Тараканова"

Поздние отголоски этой пугающей истории можно найти в творчестве Корнея Чуковского – коренного петербуржца. Неизвестно, кто её рассказал поэту, но впечатлила она его очень сильно. А откуда о ней узнал американский режиссер Пол Верховен? Это загадка! Но, судя по его знаменитому фильму – он тоже был в курсе.

Так вот, когда Алексей Орлов задержал и привез в Санкт-Петербург самозванку Тараканову, императрица Екатерина II лично её допросила, а потом долго ходила в раздумьях. Тараканову заточили в Петропавловскую крепость. А Екатерина написала большое письмо Вольтеру, но он, к сожалению, отнесся к нему несерьезно, ответив, что всё это «бред», и негоже атеистам и материалистам верить во всю эту «ерунду». Императрица немного успокоилась, а вскоре и думать перестала о самозванке, запретив упоминать её имя.

Для императрицы одной проблемой стало меньше, а вот для надзирателей тюрьмы – спокойная жизнь закончилась. Они были суровыми, мужественными, закаленными мужиками, но очень скоро стали просить, чтобы княжну Тараканову убрали из крепости.

– Чем вы недовольны? – спрашивал их начальник. – Как такая хрупкая и красивая женщина, несмотря на разнонаправленность её взора, может вас пугать?

– Понимаете, она дико кричит ночами, – отвечал старый надзиратель Порфирий Петрович.

– Так это естественно. У нас и мужчины кричат, пока не привыкнут.

– Она не так кричит.

– Да что за чепуха? Как она ещё может кричать?

На самом деле, надзиратели боялись говорить всю правду, до какого-то времени, опасаясь лишиться работы по причине профнепригодности. А правда была ужасной!

Надзиратели быстро поняли, что Тараканова не только кричит, но и ругается. Спорит. Сначала они думали, что она ругает саму себя, за дурное поведение, которое и привело её в каземат. Но когда прислушались…

Собственно, первым, как самый опытный, прислушался Порфирий Петрович. Ему нравилось наблюдать за заключенными, через глазок. Так быстрее летело время! Особенно, если это были женщины, что случалось нечасто…

В первую ночь своего дежурства, он с нетерпением подбежал к двери, и открыл глазок… Княжна, раскинув руки, лежала на нарах. «Она ничего, – подумал Порфирий Петрович, но на дочь Елизаветы Петровны не похожа, конечно…»

И тут раздался шорох, и какое-то потрескивание. Княжна вскочила, забралась с ногами на кровать, и стала кричать:

– Убирайся отсюда, исчадие сатаны! Ты пришел, чтобы и здесь лишить меня покоя?! Ааааааааа!!! Оставь меня, грязное существо!

– Ухожу, ухожу, – прошептал Порфирий Петрович, полагая, что княжна заметила в глазке его блестящий глаз.

Он ушел, но… Но крики не прекратились…

А очень скоро уже весь рядовой состав знал – к княжне непонятно откуда приходит огромный Таракан, который говорил страшные вещи. Самые смелые подслушивали эти разговоры, прерываемые дикими криками…

– Ты не боись, – говорил Таракан. – Я ведь предупреждал тебя, чтобы ты хоть немного посидела смирно, в Пизе…

– Сидел бы там в Пизе этой… Ты что мне обещал? Что под твоим руководством я займу престол, сначала российский, а потом…

– Да не говорил я тебе ничего такого! Я просто тебе пообещал, что с такими тараканами, как мы – тебе всегда будет хорошо. Я твой покровитель! А мир мы будем завоевывать! И Россию сложнее всего завоевать, но даже хорошо, что ты здесь оказалась. Теперь мы знаем, где нам надо обосноваться для бесед с будущими сидельцами. Ух, мы им такого расскажем! Только это нескоро будет.

– А как же я? Ааааа! Мерзкое ты насекомое! Я всё про вас рассказала императрице! Она перетравит вас, как тара… Она просто перетравит вас!

– Наш соратник Вольтер уже успокоил её. Не будет она травить нас! Да и кто поверит в такое?

– Аааааа!!!!

Да, в такое трудно поверить. Поэтому и остались только отголоски – у Чуковского, прямой намек у Верховена… Впрочем, можно найти и другие свидетельства…

Княжна совсем недолго прожила в заточении. Считается, что виной – туберкулез, но есть подозрения, что ей помогли покинуть этот мир. Просто потому, что надзиратели разбегались из тюрьмы Петропавловской крепости! Они бежали, как зайцы! И даже обещание повысить им жалование не останавливало их… Тюрьму надо было спасать!

А Таракан этот, говорят, потом ещё много беспокойства доставлял людям. Достоевский охотился за ним, башмак наготове всегда держал… А вот Чернышевский вроде бы даже подружился с ним, да и не только он…

Хотите больше необычных историй? Подписывайтесь на мой канал и мы не потеряемся! Большое спасибо за лайк!