Найти тему
Трудный ребенок

Откуда взялся советский Мурзилка

Если бы в нескольких словах описать визуальные отличия Запада от СССР глазами ребёнка, то ответ прост: яркость, сочность, разнообразие (Запад) – блёклость, серость, дефицит (СССР). Основополагающий дефицит СССР – это вовсе не дефицит колбасы или бытовой электроники. Главный советский дефицит – это дефицит ярких образов.

Сегодня главным поставщиком ярких образов является Интернет. А в советское время? В советское время – кино, телевидение и печатные СМИ. В кино, разумеется, ребёнок не ходил часто – обычно не чаще раза в неделю по воскресеньям. Но выпускались иллюстрированные издания, в том числе и издания для детей. Что это были за издания? Для совсем маленьких – тоненький журнал «Весёлые картинки». Чуть постарше – «Мурзилка». Ещё чуть старше – журнал «Пионер».

Но сегодня мы поговорим про историю возникновения журнала «Мурзилка», который начала выпускаться ещё в 1924 году как приложение к «Рабочей газете».

-2

История странного названия журнала следующая.

Жил в Канаде писатель и художник Пальмер Кокс, который с 1883 года стал издавать рисованные приключения маленьких человечков брауни (домовых или эльфов).

На фото: одно из первых изданий книги Пальмера Кокса «The Brownies Their Book» 1887 года.
На фото: одно из первых изданий книги Пальмера Кокса «The Brownies Their Book» 1887 года.

Повествование велось в виде небольших текстовых рассказиков и сопровождающих их картинок, иллюстрирующих происходящее.

-4

Эти истории стали весьма популярны в Америке. В России эта популярность не осталась незамеченной и для русской адаптации рисованных книжек издательство «Товарищество М.О.Вольф» пригласило Анну Борисовну Хвольсон для создания текстовой составляющей. Так появилась книжка «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков». Помимо Мурзилки в книге фигурировали такие известные нашему уху персонажи, как Знайка и Незнайка. Впервые эта вещица была опубликована в 1887 году в журнале «Задушевное слово».

«Задушевное слово» вообще был интересный журнал. Вот, например, статья из №22 за 1893 год.

-5

Фоторужьё! Нет, каково? В конце XIX века в российском детском журнале! Это к слову для тех, кто искренне считает, что с большевиков в нашей стране появилось знание и наука. Но ладно, мы сейчас про Мурзилку.

В 1898 году появился журнал «Мурзилка», в котором истории путешествий маленьких брауни продолжались вплоть до 1918 года.

-6

В общем, это были истории всё тех же брауни, только на русском языке.

-7

Ну а в 1924 году за Мурзилаку основательно взялось первое в мире государство рабочих и крестьян.

К выпуску нового советского «Мурзилки» подошли основательно. В первых номерках были даже цветные картинки, что для Советской России 1924 года было почти фантастикой.

-8

Правда в советском варианте Мурзилка из маленького человечка-брауни превратился… в обычную собачонку, которая живёт у неведомого Петьки и растёт вместе с ним.

В первых номерах кроме картинок в «Мурзилке» печатали и разные рассказики. Включая и какой-то сюр.

-9

Названия некоторых рассказов удивляют. Вот, например, в номере 7 за 1933 год:

-10

«Будёныши». Словно гадёныши.

К 30-м журнал приобрёл свой классический вид. Его контент стал состоять из небольших рассказиков и иллюстрацией к ним. Летом 1937 года Мурзилка превратился в странное жёлтое существо с красным беретом, шарфом и фотоаппаратом.

-11

Нет, это не Мурзилка. Это Иосиф Виссарионович Сталин в номере 12 за 1952 год. В журнале дети учат песню о Сталине и редакция, видимо, решила показать детям, про кого они учат песню. Так сказать – товар лицом.

А Мурзилка – вот он.

-12

Это уже августовский номер за 1975 год. К этому времени журнал «Мурзилка» превратился в довольно скучное издание. Вот типичный разворот:

-13

Или вот.

-14

Изредка ещё как сполохи прослеживаются попытки сделать что-то вроде комиксов.

-15

Возможно взрослый художник это и оценит, но для ребёнка – какая-то муть.

Или вот, например, из номера за ноябрь 1975 года.

-16

Ну какому ребёнку будет приятно рассматривать эти уныло-серые картинки кораблей, решённых в оригинальной манере «хрен знает, что такое».

-17

Какая-то унылая нудь про БАМ (№10, 1974 год).

-18

Множество посредственных стишков, проиллюстрированных серо-буро-малиновыми картинками.

Ну и как без этого в детском журнале? (декабрь 1976 года)

-19

Иногда попадаются весёлые рассказы с хорошими иллюстрациями.

-20

Но это скорее исключение, чем правило. Хотя с «Мурзилкой» сотрудничали и очень хорошие художники. Например один из лучших советских карикатуристов Герман Огородников (№3, 1969 год).

-21

Но чаще рисунки были невыразительными, какими-то грязными, рассказы скучными. То есть по большому счёту, журнал «Мурзилка» к 70-м стал мало интересными. Ну так, пару страничек на весь журнал могли заинтересовать. Плюс полиграфия средненькая. И плюс – выпускались они раз в месяц. И почему после этого коммунисты удивлялись, что советских детей тянуло к западным ярким образам?