В прошлом веке, когда на предприятиях и организациях активно работали профсоюзы, они занимались льготным оздоровлением рабочих и служащих. Воспользовавшись такими льготами, мы с моим коллегой и другом во время отпуска оказались на известной турбазе «Новый Афон», в Абхазии…
До места назначения мы добрались поздно вечером, туристическая база была уже на «замке» и нас встретил разноголосый лай собак, которые охраняли базу. Мы стояли около калитки и смотрели на эту свору собак и не решались попасть туда через забор. Тогда мы стали бросать на территорию камни с надеждой еще более усилить эту собачью разноголосицу, чтобы хоть кто-то вышел на лай собак. Так и произошло, что на громкий и продолжительный лай, в конце концов, из небольшой сторожки возле корпуса турбазы вышел сторож, который тяжелым и медленным шагом, видимо сонный, он направился к калитке, не довольно бормоча что-то ругательное себе под нос…
Подойдя к калитке он выслушал нас, и потребовал путевки. Освещая их своим фонариком, он стал внимательно их изучать. Затем, осветив нас тем же фонариком, он вернул нам путевки, сопровождая это такими словами: «На базе уже никого из начальства нет, так что и некому вас оформить, поэтому ищите себе другой ночлег, а завтра утром, милости просим»…
Сторож выключил свой фонарик, и хотел было уйти, как вдруг моего друга осенила «гениальная и безотказная» идея. Он быстро пошарившись в своем рюкзаке, достал бутылку водки, и тут же предложил этот «презент» несокрушимому сторожу…
Он в свою очередь тут же повернулся и направил луч своего фонарика на моего друга, который гордо держал в руке бутылку. Она маняще отражала яркие блики света от фонарика, который в руках сторожа перемещался то на моего друга, то на бутылку. Эта молчаливая пауза не заставила себя долго ждать и сторож, тут же дернул засов калитки, открыв ее. В это время, собаки, наблюдавшие за нами, потеряли всякий интерес к нам, и ушли восвояси, на территорию турбазы. Я похлопал друга по плечу за сообразительность, и мы с ним последовали за сторожем, который подойдя к корпусу турбазы, подсказал в какую комнату нам, идти, которая пока была не занята. Сам же он взял у нас бутылку медленно зашагал к себе в сторожку…
Мы зашли в корпус и при дежурном освещении стали искать ту самую свободную комнату. Когда в конце коридора мы, наконец, нашли ее, я неуверенно толкнул дверь, и мы вошли в неосвещенное помещение. Нащупав наугад около двери выключатель, я включил свет…
Комната была рассчитана на четырех отдыхающих, но только одна из кроватей была занята. На ней лежал и посапывал один из них. Он подскочил от неожиданно включенного света и, щурясь, стал разглядывать нас. Мы положили свои рюкзаки возле входной двери и стали выбирать себе кровати, которые, к сожалению, на данный момент были заправлены только ватными армейскими матрасами…
Когда мы уже уселись на выбранные кровати этот отдыхающий, который следил за нами, тут же предложил нам познакомиться. Мы это предложение приняли, и он тогда энергично стал рассказывать о правилах курортной жизни, которые он уже освоил за короткий период времени. Перво-наперво, утром, когда прибудет первая группа отдыхающих, не спешите выбрать себе «женский объект» для отдыха, так как впоследствии этот выбор будет более «качественным»…
Мы с другом улыбнулись, слушая «знатока» и профессионала женских сердец и тут же прервав его, сообщили ему, что мы не по этому делу…
Тогда он еще больше обрадовался нам и тут же быстро наклонился и поднял свисавшее с его кровати одеяло. Перед нами открылась еще более интересная картина. Под кроватью отдыхающего стояла батарея пустых бутылок, а одна была на половину заполнена вином. Он, взяв ее в руку и глотнув пару глотков, вдруг весело оживился и стал проводить следующий «инструктаж»…
Подмигнув нам, он сказал: «Ребята, а этого добра здесь, хоть отбавляй и цена приемлемая…». Он продолжил доверительно: «Вот я, здесь уже неделю «отдыхаю» и очень доволен. Наконец вырвался из под домашнего контроля. И я здесь полноценно наслаждаюсь «курортной жизнью». Ребята, может по стаканчику?». Мы, ссылаясь на усталость, дружно покачали отрицательно головой и стали укладываться спать…
Наш «приятель» грустно хлебнул из бутылки и, положив ее на пол, огорченно вздохнул и тоже лег спать…
Утром пришло начальство базы, и мы зарегистрировались, затем получили постельное белье, которое занесли в комнату и тут же пошли в столовую на завтрак. После завтрака всем отдыхающим было предложено несколько вариантов экскурсии по интересным местам Абхазии. Мы выбрали один из наиболее туристических вариантов подъем на гору Афон. Нам очень хотелось подняться на вершину этой горы, на которой странным образом был водружен настоящий паровоз, который использовался как транспортное средство монахами для доставки леса на вершину…
С небольшой группой отдыхающих мы отправились к подножью этой горы на небольшом автобусе, типа «ПАЗ»…
Расстояние от базы до подножья горы не очень большое, но мы туда добирались более трех часов. Дело в том, что наш маршрут пролегал через множество очень мелких населенных пунктов в гористой местности. А в этом краю свои непоколебимые обычаи и правила, которые диктуют, что в независимости, чей это автобус, проезжая через эти населенные пункты он обязан попутно брать в автобус местных жителей…
Мы, сидя в этом душном автобусе, наблюдали следующую картину: пассажиры, заходя в автобус, небрежно бросали на капот водителя денежные купюры различного достоинства, при этом, не требуя у водителя сдачи. Он в свою очередь, невозмутимо сидел в своем кресле и сквозь длинный козырек своего грузинского «кепи» строго следил за дорогой. Он видимо, знал каждого своего пассажира и поэтому довозил их, чуть ли не до калитки своего дома. Так от дома к дому, от улицы к улице мы добирались очень медленно к подножью горы. Поэтому подъем на вершину горы оказался еще более долгим и утомительным. Единственное, что хоть как-то поднимало наше настроение, была сама природа Абхазского края и встреча с «аксакалами» этих гор, которые встречали нас на подъеме, гостеприимно угощая национальной водкой (чачей), которую они развозили на осликах в «бурдюках»…
Позже, мы посетили Абхазский монастырь, Сухумский обезьяний заповедник, Старую крепость и многие другие достопримечательности этого края. Особенно прекрасна природа края, ее водопады и водные каналы, и мостики через них. Все это запомнилось нам на долгие годы, но мне бы хотелось рассказать об еще одном курьезном случае произошедшим со мной в период этой туристической поездки…
Так совпало, что перед окончанием отпуска и отбытием нас с этой турбазы у моего друга было День рождение. Поэтому, я, вспомнив об этом, и в память о нашей поездке, ко дню его рождения решил купить ему бутылку дорогого Абхазского вина…
Когда мой друг отдыхал после обеда в нашей комнате, я отлучился и побежал магазин, где я давно приметил это вино. В магазине почти никого не было, только продавец за прилавком и его собеседник с которым они весело разговаривали. Я подошел к прилавку и стал выбирать себе товар. Продавец в своем грузинском «кепи», не обращая на меня внимания, беседовал со своим приятелем. Когда он, наконец, посмотрел в мою сторону, я ему пальцем указал на выбранную бутылку. Он, молча, подошел и небрежно подал мне бутылку, я в свою очередь протянул ему деньги. Денежная купюра была больше, чем стоимость бутылки с вином, поэтому я стал ждать сдачи от продавца…
Он подошел к кассе и бросил мою купюру туда, уже не обращая на меня внимания, и тут же продолжил разговор с собеседником. Через некоторое время он, наконец, прервал свой разговор и глянул вопросительно в мою сторону. Я тут же ответил ему, что жду сдачи…
Он, молча, подошел к кассе, нервно нагреб горсть монет и небрежно бросил на стол передо мной. Я, принципиально отсчитал свою сдачу, и уже не обращая внимания на них, с бутылкой вышел на улицу и пошел грустно к турбазе. Продавец и собеседник следом выскочили из магазина на крылечко и стали смотреть мне в след…
Константин Русинов