В самом раннем возрасте, когда мальчишки и девчонки только-только начинают узнавать мир, родители встают перед сложной задачей. Как сделать этот процесс увлекательным и безопасным? Как донести всё многообразие информации до маленьких голов и воспитать в них правильное представление о хорошем и плохом? Наиважнейшим пособием в этом трудоёмком процессе становится книга. Но вот беда – ребёнок не может долго концентрироваться и многие вопросы ещё не способен понять, так как ему банально не хватает знаний. А значит, любимые взрослыми романы в десяти томах детям не подходят. Идеальным выбором для знакомства дошколят с литературой становятся стихи. Этого мнения придерживаются психологи, педагоги и писатели, посвятившие жизнь общению с юной аудиторией и изучившие на личном опыте, что нравится, а что не нравится малышам, что приносит пользу, а что проходит незамеченным или даже становится вредным.
«Стихи в жизни детей имеют, неоспоримо, большое значение, – считает современный автор Лора Лорина, из-под пера которой совсем недавно вышел новый сборник «Веселые сказочные стихи для детей». – Дети, особенно маленькие, детсадовского возраста, очень любят слушать стихи. Они делают это с огромным удовольствием и легко, можно сказать, заучивают наизусть. Стихи развивают память, мышление, логику, из них дети познают мир. Что касается моих стихов, то они весёлые, смешные, забавные, принесут много радости, вызовут смех и поднимут настроение детишкам. Это я знаю по личному опыту. Когда им читала свои стихи, они так задорно смеялись и веселились. Улыбки не сходили с их лиц, и мне было очень приятно, что мои стихи доставляют им такое удовольствие. Особенно можно выделить такие, как «Забавный гном», «Смешная небылица», «Весёлые чертята». В них много юмора и забавных эпизодов, а сказочный колорит делает их особенно привлекательными для юных читателей. Ведь все дети любят сказки. Мои весёлые сказочные стихи вносят в их жизнь радость и добро, что очень важно для их развития».
Развитие памяти, которое упомянула Лора Лорина, является одной из первостепенных задач, стоящих перед старшими. Её необходимо решать ещё на этапе раннего развития. Только ребёнок, способный быстро и легко запоминать большие объёмы информации, будет впоследствии хорошо учиться в школе. Роль стихов здесь трудно переоценить. Однако в то время, как одни родители пытаются заставить своих малышей запоминать наизусть целые поэмы, как только те произнесут первое слово, другие откладывают это дело на потом и чуть ли не до первого класса стараются «не нагружать» своего кроху, объясняя это просто – «всегда успеется». Кто же из них прав?
«Что касается заучивания стихов, то можно начинать учить ребёнка с двух-трёх лет, то есть когда он учится говорить. Стихи в этом случае очень помогают, – высказывает своё мнение Лора Лорина. – Из них дети узнают много слов и их значение. В результате они быстрее начинают говорить, учатся складывать слова в предложения. Хотя многое зависит, конечно, и от индивидуального развития. Для первого опыта могу порекомендовать мои стихи «День рождения слона», «Музыкальная кошка», «Цирк», «Зоопарк», «Петух-вокалист».
Есть ещё один вопрос, который в недавнем прошлом даже не возникал и, тем более, не обсуждался, но сегодня остро стоит на повестке дня. Поколения малышей росли на бессмертных творениях классиков, которые читали с большим интересом. Сегодня многое изменилось. Мальчики и девочки часто не любят читать, а родители связывают это с тем, что им просто не хочется узнавать мир таким, каким он уже перестал быть в инновационную эру технического прогресса. В итоге взрослые, начитавшись псевдонаучных статей в Интернете и руководствуясь собственными фантазиями, предпочитают полностью убрать старые добрые стихи и сказки из семейной библиотеки, заменив их произведениями авторов-современников. С одной стороны, это открывает дорогу новым талантам и предоставляет им площадку для развития и самосовершенствования. Но что, если таким образом мамы и папы лишают своих крох чего-то несоизмеримо важного? Разрывают связующие ниточки между поколениями? Не позволяют понять, что значит само понятие «вечных ценностей»?
«Я считаю, что стихотворения классиков – это наше ВСЁ, – уверенно говорит Лора Лорина. – Собственно, именно с классиков начиналось наше чтение и заучивание стихов. Во всяком случае, так было в моём детстве. Это известные нам всем с малых лет сборники стихов С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова и других детских поэтов. Все эти книги можно смело рекомендовать для раннего чтения и теперешним современным детям. Лично я начинала бы с классиков развивать ребятишек».
Выбрать классику или новую литературу – важная, но не единственная дилемма современного воспитания и обучения. Всегда остаётся вероятность, что все старания родителей, педагогов и писателей пропадут втуне, и дошколёнок так и не пристрастится к книгам. По крайней мере, именно об этом пессимисты всех мастей кричат из каждого утюга, пугая народ бездуховных будущим на просторах виртуального мира. Но так ли плохо обстоят дела на самом деле? Возможно, наши дети по-прежнему любят читать? Хотят читать? Ищут на страницах открытия и наслаждаются знакомством с новым и интересным, что приготовили для них авторы-волшебники? Что, если мы, взрослые, просто не замечаем этого, будучи слишком занятыми и нетерпеливыми?
«Лично я получала отзывы от детей на мои стихотворения, и это были дети моих родственников, знакомых и приятелей, – рассказывает Лора Лорина. – Но первые слушатели моих стихов всегда были родные и близкие. И должна честно сказать, что стихи им нравились. Они же и посоветовали мне обратится в издательство и попробовать опубликоваться, что у меня и получилось в итоге. Мне очень хотелось бы, чтобы моя книга понравилась и другим детям, что-то в них открыла и всколыхнула, чему-то научила. Прежде всего, любовь и доброту, подарила радость от знакомства с книгой. Желаю всем приятного чтения!»
А когда Вы начали читать стихи своему ребёнку? Какие произведения выбрали для первого знакомства крохи с миром литературы?