Найти тему
Pro|Fan

Космоопера. Часть 1. Что читать, что смотреть (гид по жанру)

 1.

Так что же такое “космическая опера” и с чем её едят?

2.

 Стоит ли её читать, и если да, то что именно?

3.

Какие произведения в этом жанре можно считать классикой фантастики?

-2

"Часть первая - ковбой с бластером"

Давным-давно в далёкой-далёкой Советской армии мне в руки попались несколько номеров "Техники-молодёжи" с опубликованным в них романом Эдмонда Гамильтона "Звёздные короли". Так я познакомился с жанром "космооперы", ещё не зная, что эта любовь на всю жизнь.

С тех пор я прочитал и просмотрел много фантастики, не особо вдаваясь в определение жанра. Но лишь недавно задумался о том что-же такое космоопера и что ею является, а что нет. Давайте разберёмся вместе.

Если давать определение жанру, то

Космоо́пера (space opera) — один из поджанров приключенческой НФ, который обычно определяется по формальным признакам: действие происходит в космическом пространстве и/или на других планетах (в Солнечной системе или за её пределами)
В 1941 году американский писатель и критик Уилсон Таккер назвал так псевдонаучную фантастику. Этим ярлыком Таккер четко противопоставил технологическую и социально-психологическую НФ того времени — фантастике примитивного действия. Термин родился у Таккера по аналогии с “мыльной оперой” (мелодрамами для домохозяек) и “лошадиной оперой” (сериальными подростковыми вестернами). Однако с середины 60-х космооперой стали называть просто традиционную приключенческую НФ, действие которой происходило в космосе или на других планетах.

-3

Фантастику я читал и до этого, даже некоторые вещи о межзвёздных путешествиях. В основном это были произведения советских авторов ( А. и Б. Стругацкие "Страна багровых туч"; И. Ефремов "Туманность Андромеды" и А. Казанцев "Фаэты"), либо пропущенные цензурой западные фантасты: Артур Кларк "Лунная пыль" и Станислав Лем "Магелланово облако". Последнее вообще являлось взрывом мозга. Такое количество партийных собраний на космолёте на одну страницу вынесет далеко не каждый неокрепший, детский мозг.

Современное значение понятие “космическая опера” приобрело в конце 70-х. Сюда отнесли всю научную фантастику, в той или иной мере связанную с космосом. Действие может происходить в недалеком будущем в пределах Солнечной Системы или же через миллион лет в глубинах Вселенной.

-4

Но вот только в тех книгах не было межгалактических империй и космических баталий. Всего этого "трах-бабах" в вакууме, за что нам так полюбилась сага Лукаса. А в "Звёздных королях" всё это было и с избытком. И далёкие галактики, и звёздная принцесса Лианна, которая потом полюбит простого героя Джона Гордона, и жестокий, коварный тиран Шорр Кан и разумные негуманоидные расы, взять хоть разумных птиц и ящериц, владеющих телепатией. Ничего не напоминает? Хоть роман и был издан в далёком 1947 году, однако поражал своим особым, я бы даже сказал новаторским подходом и живым описанием галактических пейзажей. А многих персонажей Гамильтона, я считаю, Джордж Лукас взял прототипами.

Резюме: "Звёздных королей" бесспорно надо читать! И не просто потому, что это классика "космооперы", а сам Гамильтон обоснованно является одним из её отцов-основателей. Нет, "Звёздных королей" надо читать чтобы получить массу положительных эмоций от прочтения хорошей приключенческой литературы и погрузиться в этот удивительный фантастический мир.