Чем кинорецензия отличается от поста в блоге? Как написать о фильме, который вам не понравился, и что делать со спойлерами? Накануне премьеры финального сезона «Игры престолов» мы расспросили кинокритика и главного редактора журнала «Искусство кино» Антона Долина о том, уместно ли в критике ваше «я», какие бывают рецензии и нужны ли эмоции в аналитическом тексте о кино.
Зачем нужен критический анализ
Если говорить просто, то критика состоит из анализа произведения и его оценки, которая выносится на основе этого анализа. Без анализа критик превращается в человека, который раздает оценки, основанные только на его субъективном ощущении, не имеющем отношения к качеству произведения. Профессиональный анализ помогает отделить ваше субъективное «нравится — не нравится» от тех качеств, которые в этом произведении действительно есть.
Как написать о фильме, если он вам не понравился
Врачу не составляет труда поставить диагноз и лечить пациента, даже если конкретный клинический случай кажется ему банальным и неинтересным или не нравится сам пациент. С критикой то же самое. Понятно, что не все фильмы хороши и не все вам нравятся. Но порой в банальной картине можно обнаружить много профессиональных достоинств, а в технически небезупречном фильме — массу интересных мыслей. Главное — уметь отделять в своей голове одно от другого. Я понимаю, что новый «Хеллбой» нельзя назвать в полном смысле слова удавшимся фильмом, но он вызвал у меня кучу эмоций. Я могу описать их в тексте и рассказать, почему фильм понравился конкретно мне, при этом не забывая объяснить, почему этот фильм неудачный. Обратная ситуация: последний фильм Франсуа Озона «По воле божьей» — технически безупречное кино, которое получает призы на фестивалях, нравится и критикам, и зрителям. Я понимаю, почему так происходит, но вместе с тем лично мне картина кажется скучноватой и однообразной. Однако в тексте я могу проанализировать оба этих аспекта.
Можно ли писать рецензию от первого лица
Сегодня подавляющее большинство рецензий пишется от третьего лица, без эмоций и с позиции некой абсолютной объективности. Мне кажется, что стремление нынешних критиков писать именно так вызвано их желанием дистанцироваться от блогов и постов в социальных сетях, в которых авторы, наоборот, только и делают, что топят читателей в своих эмоциях. При этом нельзя отрицать, что блогеры тоже пытаются уяснить для себя, почему конкретный фильм хорош или плох, просто делают это с позиции эмоций. Местоимение «я» в рецензии вполне допустимо, но есть два условия.
Первое. Информация, которую вы сообщаете о себе, должна быть релевантной содержанию рецензии: например, есть какое-то обстоятельство в жизни, которое делает ваше отношение к этому режиссеру особенным или во время сеанса вы пережили какое-то яркое событие, которое может стать интересной деталью текста. Это именно ваш опыт и в этом случае альтернативы местоимению «я» нет.
Второе. Автор, который пишет от первого лица, не должен быть ноунеймом и читатели должны о нем что-то знать еще до того, как они откроют текст. Тут меня могут не понять начинающие авторы. Им я скажу так: как бы вы ни написали, под текстом стоит ваша фамилия и понятно, что все написанное, — это именно ваши мысли.
Может ли критический текст быть эмоциональным
Эмоции — это прекрасно, критику не нужно притворяться роботом, который только и может, что выдавать холодный анализ и ставить сухие оценки. Эмоции в тексте можно выражать сколь угодно пылко, единственное, критик должен уметь объяснить свои чувства и соотносить их с объективностью. Текст рецензии может быть эмоциональным, но он не должен состоять только из описания эмоции. Как мы уже говорили: рецензия — это анализ и оценка. Одно без другого не живет.
Как быть со спойлерами
Иногда продюсеры и дистрибьюторы под разными предлогами требуют от критиков воздержаться от спойлеров в тексте. Начнем с того, что требовать такого никто не может, могут только попросить. Но соблюдение политики спойлеров важно для рецензии-анонса: вы зовете зрителей на какой-то фильм и объясняете, почему им нужно посмотреть его, в этом случае логично не раскрывать в тексте его финал. Однако это требование совершенно абсурдно для рецензии-разбора, который, как правило, читают уже после просмотра фильма. Настоящий, глубинный анализ предполагает оценку всех существенных элементов картины, и если резкий поворот сюжета и есть существенный элемент (как в «Бойцовском клубе» или «Шестом чувстве»), то рецензент не имеет права вывести это за рамки своего анализа. Кино — это нарративное искусство, как театр или литература, а многие сюжеты были известны людям на протяжении тысячелетий. К примеру, люди в прошлом не переставали сопереживать героям постановки «Царя Эдипа» оттого, что знали, чем все закончится. Повсеместный страх спойлеров — эпидемия последнего времени.
Рецензия — это не только большой текст
Рецензия может быть большой статьей в «Искусстве кино» или заметкой в 140 символов на «Медузе». Форма может свободно корректироваться в зависимости от ваших ощущений и редакционной политики издания, но оценка никак не зависит от формата. Представьте, вы прочли «Анну Каренину» и вам нужно рассказать, о чем эта книга, своему окружению — маме, бабушке, брату, сыну, другу. Скорее всего, вы будете рассказывать о романе разными словами и формулировками, но тем не менее содержание остается неизменным. То же с форматами.
Рецензии в 140 символах для «Медузы» — это моя идея. Я сознательно хотел ограничить себя. Мне показалось, что иногда мой анализ и большой объем текста утомляют читателей, а им, по сути, нужно узнать две простые вещи: о чем это кино и стоит ли на него идти. Для этой информации объема одного твита вполне достаточно. Рецензия — свободный жанр, в котором можно экспериментировать. Я не люблю, когда авторы выбирают для себя какой-то единый шаблон письма и следуют ему годами, это скучно.
Пять советов начинающему автору рецензий
✅ Если фильм неудачный, но вызвал у вас эмоции, объясните, чем именно он вас задел, не забывая рассказать о том, почему фильм не получился.
✅ Если фильм понравился всем, кроме вас, постарайтесь проанализировать, за счет чего он вызывает всеобщее признание и какие недостатки видите в нем лично вы.
✅ Пишите от первого лица, только если есть какое-то обстоятельство в вашей жизни, которое может стать интересной деталью текста.
✅ Не бойтесь эмоций, они всегда уместны, однако не забывайте, что текст не должен состоять только из них.
✅ Не избегайте спойлеров, если без них невозможен полноценный анализ фильма.
Подготовил Алмаз Загрутдинов