100 грамм водки потянули на 500 тысяч рублей. Столько Третьяковская галерея хочет взыскать с жителя Воронежской области Игоря Подпорина – за то, что он набросился на картину Репина "Иван Грозный убивает своего сына" и повредил ее.
К счастью, самое ценное – изображение рук и лиц персонажей – не пострадали, а то Подпорину пришлось бы платить значительно больше. Он говорит, что увидел в картине "искажение исторических фактов". От этого так расстроился, что пошел в буфет и выпил 100 грамм водки. Этим он и объясняет свои дальнейшие события: "Водку не пью, вот и накрыло".
В Третьяковке говорят, что это нападение – доказательство выдающихся художественных достоинств картины, раз она так будоражит людей с нестабильной психикой. Такие доказательства появляются уже не первый раз. В 1913 году Репину пришлось заново рисовать лица царя и царевича – после того, как молодой иконописец Абрам Балашов изрезал картину с криками "Довольно крови! Долой кровь!"
Крови на картине действительно слишком много – в этом Балашова поддержал тогда известный поэт Максимилиан Волошин в публичной дискуссии о происшествии в Третьяковке. Волошин говорил о случаях истерики возле картины и приводил мнения известных медиков о неправдоподобном натурализме у Репина. Но Волошин удержал себя в руках и не поехал с ножом в Третьяковку – в отличие от Балашова.
Доказательство выдающихся художественных достоинств картины “Иван Грозный убивает своего сына”, видимо, следует усматривать и в истории с обер-прокурором Синода Константином Победоносцевым. Нет, он не взялся за нож – но на него так подействовала картина, что он велел ее спрятать. Купившему полотно Павлу Третьякову было приказано не показывать его посетителям. Лишь позже друзья Репина добились снятия этого запрета.
Не только у Репина в картинах есть притягательные художественные достоинства – психопаты нападают на разные полотна по самым разным причинам. Например, неуравновешенных людей притягивает картина Рафаэля "Сикстинская мадонна": в соцсетях они пишут что разглядели у папы Римского Сикста II на правый руке шесть пальцев - и это надо исправить! В галерее в Дрездене высказывали опасения, что действительно может кто-то прийти исправлять.
Четыре раза пытались испортить "Мону Лизу" в Лувре - а у нас женская красота тоже не оставила равнодушным одного из посетителей Эрмитажа. В 1985 году 48-летний мужчина несколько раз ударил "Данаю" Рембрандта ножом, а затем плеснул на нее кислотой. Реставрация шла 12 лет, но почти треть полотна спасти так и не удалось.
В Третьяковской галерее после нападения жителя Воронежской области усилены меры безопасности, картина отправлена на реставрацию. Кстати, сам Третьяков был одним из первых, кого можно упрекнуть в вандализме по отношению к картинам -рассказывали, что купленные полотна он любил лично подправлять. Дорисовывал что-нибудь или перекрашивал на свой вкус. Так может, он и в этой картине Репина что-нибудь подправил?