МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ, Джон Хьюстон, 1941
Первый фильм жанра нуар. Мужчины в шляпах и с револьверами, загадочные женщины, хитро закрученный сюжет и никогда хэппи-энд. Если стреляют – то сразу в сердце, никаких погонь и отчаянной пальбы из всех видов оружия. Если дерутся – один-два удара и готово. Но зато красиво говорят или многозначительно молчат.
В 1539 году тамплиеры изготовили для испанского короля Карла V золотую статуэтку сокола, от когтей до самого клюва инкрустированного редчайшими камнями – в благодарность за передачу им Мальты. Но сокол до короля не доехал, корабль перехватили пираты. За прошедшие сотни лет птичка много раз меняла хозяев, один из которых из предосторожности покрыл ее черной эмалью. Последним владельцем был бывший русский генерал в Константинополе, потом сокол как-то попал в Китай, откуда и приехал в Сан-Франциско, где происходит финальный акт этой пьесы. ---- Чувствуете, какая могла бы получиться история, если бы ее написал Умберто Эко? Но нет, мы имеем всего-навсего американский детектив, разборки нескольких авантюристов, которые пытаются кинуть друг друга.
Внимание! Спойлеры! Если собираетесь смотреть «сокола», то делайте это прямо сейчас и не читайте дальше. Хотя, впрочем, это неважно – все равно будет интересно. Ведь фильм Хьюстона стал уже третьей экранизацией романа Д. Хэммета и зрителям сюжет, наверное, был известен. Однако, именно этот фильм стал культовым и одним из самых цитируемых. И пародируемых тоже – в одной из поздних пародий даже сыграл сам Богарт. И пожалуйста не путайте Мальтийского сокола с Гудзонским ястребом.
Итак, сюжет.
Двое бывших полицейских (по всей видимости) держат частное детективное агентство. У одного из них роман с женой другого. (Это мы потом узнаем – но впору ставить вопрос о профпригодности – об этом знает почти весь город, но только не муж. Что, вправду всегда так бывает?)
К ним заявляется клиентка и втирает им нелепую байку про сестру, которая якобы убежала из дома с каким-то проходимцем и просит выследить его и заставить вернуть девушку. И дает две сотни долларов, что гораздо выше стандартной расценки. – «Ты ей веришь?» -- «Нисколько. Но деньги настоящие и у нее в сумочке были еще».
В общем, взяли они дело – а зря! В первый же вечер партнер Богарта застрелен, чуть позже убит и чувак, за которым надо было следить, а поскольку все в курсе его интрижки, то полиция хочет повесить на него оба трупа – мотив, дескать был. Дело усугубляется тем, что ту дамочку наш герой уже и так хотел бросить, потому что сильно запал на новую клиентку. (Ой, зря он так! Непрофессионально – слишком романтично для частного сыщика.)
Дальше начинается круговерть, которую пересказать довольно затруднительно. Девица изображает раскаянье, что сначала соврала и втягивает Сэма Спейда (то есть Богарта) в поиски сокровища. В этом деле у них еще двое соперников – один странный тип с кучей паспортов в кармане и толстяк с подручным-бандитом. Все друг за другом бегают, берут на мушку, но не стреляют, периодически появляется полиция, которой они все вместе что-то врут. То есть, миттельшпиль проходит весьма бодро, но за логикой уследить трудно.
Если вы ждете, что появятся настоящие тамплиеры с розенкрейцерами и уже наведут порядок в этом бардаке, то зря. Они так и не пришли за своей птичкой. Тем временем партия переходит в эндшпиль – из Гонконга прибывает корабль, который и доставил сокола. У плохой девчонки был сговор с капитаном, что он передаст ей ценный груз, но что-то пошло не так.
Короче, пока Сэм Спейд со своей секретаршей, которая на самом деле весьма умна, обсуждает превратности этого дела, на пороге появляется какой-то мужик со свертком и падает замертво. Оказывается, это был капитан корабля! – Но чего ради он притащил сокола в контору сыщика? – я не понял. (Капитана сыграл отец режиссера, причем забесплатно.)
Оставив секретаршу разбираться с трупом, м-р Спейд сдает посылку в камеру хранения, а квитанцию отправляет себе на почту – вуаля! При нем ничего нет. – И отправляется на финальную разборку. Они долго трут терки насчет денег, попутно выбалтывают все подробности – а чего стеснятся -- все уже свои, все вроде как в доле. Вот тут и выясняется, что напарника Сэма застрелила его новая пассия-клиентка – «А что,» -- говорит она – «мне показалось, ты им не сильно дорожил.» – Вот сучка, да?
Тем временем секретарша привезла сокола к ним на хату. Все пустили слюни, предвкушая большой куш, размотали газетки, достали птичку – и обломись! Сокол-то не золотой! Под черной краской просто свинец. Бандиты отняли у Сэма Богарта почти весь его гонорар и свалили. А девицу он сдал ментам – хоть он и спал с женой напарника, но это неправильно, чтоб какая-то тетка уго взяла и пришила. – «Ах, Сэм, я тебя так люблю! Жить без тебя не могу!» -- «Встретимся через двадцать лет, если тебя не повесят». Мужик! Все правильно сделал. И даже штуку баксов сдал как вещдок – «меня пытались этим подкупить.»
«Мальтийский сокол» сделал Хэмфри Богарта звездой первой величины – иначе бы не видать ему «Касабланки». (И толсятка Сидни Грнстрита мы тоже встретим в "Касабланке".) А статуэтка сокола (та самая) была не так давно продана на аукционе за 4 миллиона долларов.