Что такое канал в «Дзене» для автора
Когда вы приходите на какую-либо площадку (соцсеть, мессенджер, YouTube или «Дзен»), чтобы запустить на ней свой медиаресурс, то вы в первую очередь задумаетесь об окупаемости инвестиции. «Смогу ли я в будущем заработать на вложении своих сил, денег и времени?» — спрашиваете вы себя. Не важно, индивидуальный вы автор или полноценное СМИ с редакцией.
В 2018 году ваше представительство в любой экосистеме (соцсеть, мессенджер и так далее) — это как запуск отдельного бизнеса, который требует определённых инвестиций, где вы должны планировать некий возврат от вложений. Поскольку канал в «Дзене» имеет все признаки настоящего бизнес-проекта для автора, то мы и будем рассматривать его критерии именно с точки зрения бизнеса.
Вопрос частной собственности
Это крайне скользкий вопрос, который разрушил бизнес очень многих предпринимателей в сфере соцмедиа. Ключевой момент в том, что ни одна платформа не гарантирует вам владение активом в виде базы подписчиков. Они всегда остаются «собственностью» платформы, а автор имеет к ним лишь ограниченный доступ посредством публикации контента.
Условия вашего взаимодействия с подписчиками постоянно меняются. Как показывает практика, чем старше платформа становится, тем больше ограничивает автору доступ к его подписчикам, потихоньку подминая рекламные доходы под себя.
Вспомним ситуацию с пабликами во «ВКонтакте». На заре их появления это был бурно растущий рынок, где топовые игроки умудрялись зарабатывать очень хорошие деньги. Например, сеть пабликов MDK в 2013 году приносила 1,5-2 млн рублей в месяц. Что произошло дальше? «ВКонтакте» ввела «умную» ленту, и все паблики серьёзно потеряли в показах.
Соцсеть в одностороннем порядке откусила кусок активов у владельцев пабликов, заменив охват подписчиков, который принадлежал пабликам, на собственную «умную» ленту и встроила в эту самую ленту рекламные блоки. Соцсеть стала зарабатывать больше, а паблики меньше. Не стоит думать, что в случае с «ВКонтакте» это какая-то уникальная история. То же самое провернул Facebook, и в ближайшее время то же самое мы увидим и в Instagram.
Теперь рассмотрим «Дзен» с точки зрения частной собственности авторов. Основа «Дзена» — это та самая «умная» лента, алгоритм работы которой никому не известен. Сегодня вы можете получить 1000 показов на свою статью, а завтра — десять. К слову, об этом говорится даже в справке самого «Дзена». Вы ничего не контролируете и ни на что не влияете. Вам надо просто делать контент и надеяться на то, что Большой Брат вас не обделит.
Вы наверняка скажете мне, что в «Дзене» теперь есть функция подписки, только вот тот же раздел справки нам повествует, что подписчики видят ваши публикации с большей вероятностью, но не гарантированно. Могут и вовсе не увидеть, если «умная» лента так решит.
А теперь задайте себе вопрос: готовы ли вы инвестировать время, силы и деньги в бизнес на таких условиях?
Отсутствие внутренного рынка рекламы
Экосистема «Дзена» не подразумевает существование внутреннего рынка рекламы. Я говорю о ситуации, когда один канал рекламирует другой канал за деньги. Некоторые называют такие рынки вариантами финансовой пирамиды, когда деньги приходят в систему извне, при этом система не даёт реального рекламного трафика и продаж наружу.
То есть финансовые потоки просто курсируют между владельцами каналов, не выходя на реальный рекламный рынок товаров и услуг. По экономической логике в какой-то момент такой пузырь должен лопнуть.
Но, всё не так просто, как кажется некоторым «экспертам». Подобные внутренние рынки позволяют как раз давать бурный рост сообществу. Те, кто пришёл раньше, получают возможность заработка от рекламы каналов новых участников и стабильный поток денег для продолжения развития своего канала.
Безусловно, в этом котле 90% каналов погибнет, не найдя своей бизнес-модели, многие потеряют свои деньги из-за недостаточного опыта в этой индустрии, но оставшиеся 10% найдут способы эффективной рекламы реальных товаров и услуг. Именно эти 10% и станут флагманами платформы и будут привлекать в неё ещё больше трафика.
Смысл в том, что успешная платформа не может перепрыгнуть или упразднить этап внутреннего рынка. Именно он даёт разнообразие несуразного, увлекательного, безобразного, странного, вызывающего контента, который привлекает аудиторию и приучает её к тому, что на платформе всегда можно найти что-то интересное.
Именно в этот барьер сейчас и упёрся «Дзен». Проблема ограниченного доступа к аудитории и алгоритм работы «умной» ленты, не стимулирующий подписку на каналы, полностью уничтожают возможности для развития рынка рекламы других каналов с целью набора подписчиков и просмотров.
Многие авторы запускают свой канал, наполняют его контентом и быстро понимают, что зарабатывать те крохи, которые предлагает «Дзен», им совершенно не интересно, и забрасывают каналы. Сейчас авторы просто не понимают, в какой момент и сколько они могут начать зарабатывать на своём канале в «Дзене».
В подтверждение того, что внутренний рынок рекламы, не контролируемый платформой, необходим, служат истории успеха Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассников», YouTube, Instagram, Telegram. Все они проходили или ещё проходят через эту стадию.
В этих сервисах была применена «умная» лента как инструмент отъёма аудитории у владельцев пабликов. Но суть в том, что она вводилась, когда этот рынок был уже достаточно нагрет и сформирован. В «Дзене» же лента сделана на старте и убивает этот рынок в зачатке.
Сейчас, отправляясь в путь по созданию своего канала в «Дзен», можете ли вы ответить на вопрос, сколько вы потенциально сможете зарабатывать через полгода? Каких KPI (количество подписчиков, среднее число просмотров) вам нужно достичь, чтобы зарабатывать эти деньги? Какие инвестиции понадобятся вам для этого?
Сомневаюсь, что вы сможете найти ответы на эти вопросы.