Найти тему
galgut_and_books

Лучшие российские книги: "Кадавры" против Упыря.

Оглавление

9 апреля объявили короткий список "Нацбеста". Подробнее о премии, а заодно и о списке длинном писала здесь, оттого повторяться не буду. Если коротко для тех, кто не в теме, то "Национальный бестселлер" - ежегодное событие, призванное выбрать лучшее из лучшего. Девиз премии: "Проснуться знаменитым". На официальном сайте говорится, что цель "Нацбеста" – "вскрыть невостребованный иными средствами рыночный потенциал отличающихся высокой художественностью и/или иными достоинствами прозаических произведений". Только вот, увы, никакие регалии не смогут в России продать даже пару сотен экземпляров книги, это ж не британский Букер. Тем не менее, за "Нацбестом" крайне интересно следить.

Во-первых, это самая прозрачная премия. Всем членам жюри можно буквально посмотреть в лицо (как бы мы жили без их фотографий на сайте).

Во-вторых, результаты голосования доступны любому желающему. Какой там критик, какую книгу пиарил, а какой режисер, что облил фекалиями.

В-третьих, члены Большого жюри, формирующие шорт-лист, публикуют рецензии на все прочитанные произведения. И не где-то там в своих блогах, а прямо на сайте "Нацбеста".

И в-четвертых, порой результаты премии непредсказуемые и даже шокирующие.

Шорт-лист 2019 года выглядит так:

  • Андрей Рубанов — «Финист — Ясный Сокол» (АСТ, Редакция Елены Шубиной);
  • Михаил Трофименков — «ХХ век представляет. Кадры и кадавры» (Флюид Freefly, Книжная полка Вадима Левенталя);
  • Евгения Некрасова — «Калечина-малечина» (АСТ, Редакция Елены Шубиной);
  • Упырь Лихой — «Славянские отаку» (Флюид Freefly, Книжная полка Вадима Левенталя);
  • Александр Етоев — «Я буду всегда с тобой» (Азбука-Аттикус);
  • Александр Пелевин — «Четверо» ("Пятый Рим").

Предлагаю вам разобраться, что всё это такое и стоит ли тратить на сии произведения свое драгоценное время.

Михаил Трофименков «ХХ век представляет. Кадры и кадавры»

-2

Михаил Трофименков человек известный, правда, не в качестве писателя, а в роли киноведа. Впрочем, в 2012 году он отошел от основной сферы своих интересов и выпустил книгу "Убийственный Париж", в которой проводил экскурсию по городу, рассказывая о резонансных криминальных событиях. И вот спустя 7 лет Трофименкова понятуло на масштабное исследование аж всего XX века.

Собственно, "Кадры и кадавры" - единственная нехудожественная книга в шорт-листе Нацбеста.

Рецензенты отнеслись к труду Трофименкова в основном востроженно, и в худшем случае - сдержанно положительно.

Василий Авченко (писатель): "Книга очень свободная, отрезвляющая, способная избавить от многих иллюзий и благоглупостей, которые у нас почему-то нередко считаются общепринятыми истинами".

Алексей Колобродов (критик): "Трофименков не проводит параллелей и сближений, он мыслит целостно, в отношении ключевых ситуаций века – центростремительно".

Дмитрий Ольшанский (литератор): "Трофименков пишет так живо, с таким очевидным интересом и любовью к своему предмету, он собирает такую пышную мозаику известных и вовсе неизвестных судеб и фактов, что этот его трактат оказывается куда занимательнее многих унылых романов".

Все претензии жюри можно свести к двум пунктам:

  • У книги ярко выраженный пропагандистский характер левого толка (что, впрочем, не портит восприятие);
  • Встречаются фактологические ошибки и крайне спорные утверждения.

Подытожу выдержкой из текста писателя Татьяны Соломатиной:

Это не фундаментальный труд архивариуса. Это не академические исторические очерки. Но это и не впаривается, как профильный профессиональный труд (хотя, как по мне: профессионально покруче иных претендующих).

Александр Етоев "Я всегда буду с тобой"

-3

Роман Етоева - очередная рефлексия на тему этого сложного и противоречивого XX века. Действие книги происходит в 1943 году близ Салехарда. Главный герой - художник и скульптор, человек, спасающийся от разрушительных сил войны и репрессий. Етоев вслед за Яхиной ("Зулейха открывает глаза") и Новиковым ("Голомяное пламя") исследует российский Восток, суровый и одновременно прекрасный. Рецензенты Большого жюри Нацбеста отмечают экзотичность и фантастичность повествования, при том, что роман является сугубо реалистичным. Несколько критиков отметили сходство произведения Етоева с "Мастером и Маргаритой" Булгакова, а также отметили живой и метафоричный язык. Однако, эксперт Михаил Фаустов, как раз крайне недоволен тем, как роман написан:

Создается ощущение, что автор хотел писать его своим особенным русским, используя некоторые слова по непрямому назначению, меняя устоявшийся порядок по собственному произволу, играя с читателем в игру по собственным правилам. Но очень часто Етоев забывает об этой игре и пишет обычно. Просто, без затейливостей.

Произведение наполнено аллюзиями на различные литературные произведения. Рецензенты отмечают отсылки к Дмитрию Быкову, Варламу Шаламову, Стругацким. Писатель Игорь Мальцев говорит об интонациях Швейка.

По поводу замысла книги, инересную мысль высказывает Виктор Лысов:

Судьба творца, в какую бы эпоху он ни жил, всегда значительнее эпохи.

В качестве заключения:

Дмитрий Ольшанский (литератор): "Читать Етоева — это все равно что слушать человека, который долго, с удовольствием что-то тебе рассказывает, излагает тебе какую-то экзотическую байку, разбавленную шутками, метафорами, цитатами, но чем дальше ты его слушаешь, тем меньше понимаешь, к чему, собственно, он ведет свой рассказ, и почему он решил говорить обо всем этом, и что все это значит.
Видимо, ничего.
Просто автор фантазирует и наслаждается самим процессом письма.
И я читал его с удовольствием.
Но, к сожалению, умение бойко, занятно, литературно рассказывать — это хоть и очень важное умение, но оно не превращает книгу в большой роман.
Для большого романа нужно еще ох как много всего".

Упырь Лихой «Славянские отаку»

-4
Василий Авченко (писатель): «Отаку», сразу поясняет нам автор, –это человек, фанатично увлекающийся чем-либо малонужным и живущий в мире своих фантазий, пренебрегая реальностью; термин обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги.

Роман Упыря Лихого (реального имени этого персонажа мы не знаем,и, возможно, это даже к лучшему) - жесткая сатира на современные реалии. Автор читателя не щадит. Мне поплохело от отдельных цитат, страшно подумать, какая реакция была бы у организма, возьмись я за книгу.

О сюжете прекрасно рассказывает киновед Денис Горелов:

Герои Упыря подсели на рисованное садомазо-порно (хэнтай) с мальчиками и девочками, запрещенное, как принято писать, законодательством Российской Федерации, но никак не преследуемое законом Свободной Украины. …. Отношения двух стран давно уже приобрели характер извращенного гомосексуального инцеста, и чтоб подчеркнуть братский БДСМ-секс, Упырь вводит в действие еще и родного брата Коли Диму, который иногда по пьяни тоже вписывается в однополые оргии.

Интересно, что большинство членов Большого жюри распаляется в восторгах. По их мнению "Славянские отаку" - яростное и крайне свежее высказывание, идеально встраивающееся в повестку дня. Российская литература, как известно, застряла где-то в советских годах, и все никак не может начать говорить о том, что происходит здесь и сейчас. А вот Упырь может и делает. Эпатаж придает роману остроты и посредством шоковой терапии приводит читателя к важным выводам о братской любви, о взаимоотношениях Украины и России, и о стремительном падении последней в пропасть.

Павел Смоляк (журналист): "То, что «взрослый» читатель сочтет за эпатаж, на самом деле наша горькая реальность. Главный герой 20-летний Коля, юноша из простой украинской семьи, почти не выходит из дома и живет в интернете, где устраивает прямые трансляции своих «акций» - режет себя, истекая кровью, чтобы привлечь внимание и восстановить мир между Россией и Украиной".

Александр Пелевин «Четверо»

-5

В романе молодого писателя выделяются три сюжетные линии:

  • детективная, она же линия прошлого. В 1938-ом в Крыму расследуется загадочное убийство;
  • фантастическая. Космический корабль бороздит Вселенную в поисках предположительно обитаемой планеты.;
  • городской роман, он же современный. Пелевин рассказывает о враче-психиатре, разочаровавшимся в жизни и топящим себя в алкоголе.
Дмитрий Ольшанский (литератор): Александр Пелевин написал интересную, но неудачную книгу. Он пишет бойко, лаконично, его текст кинематографичен, держит читателя в напряжении и наполнен явно голливудскими образами и поворотами.
Но почему тогда книга неудачная?
Потому что это не литература.
Это сценарий фильма категории «Б» - с отдельными, впрочем, художественными моментами (связанными с обыгрыванием поэзии Гумилева и Введенского), но в целом — ничего литературного в романе «Четверо» нет.

Ольшанский не единственный рецензент, говорящий о бодрости книги и так же он не одинок в сравнении романа Пелевина с кинопродуктами. В тоже время общее восприятие книги у членов жюри сильно различается. Кто-то заявляет о гениальности схождения всех сюжетных линий, а кто-то наоборот, считает произведение лишенным целостности. Однако, книгу почти все рецензенты оценивают положительно. Если обобщать отзывы на роман, то получится то, что высказал критик Александр Филиппов-Чехов:

Роман не выдающийся, но читается увлекательно и не откровенно вторичный.

Андрей Рубанов «Финист – ясный сокол»

Митя Самойлов (критик): Вот сядет Андрей Рубанов за стол - вообще-то, встанет за конторку - напишет еще 297 таких же сказов, и всё! Готова русская мифология. Достаточно дикая для древности, достаточно понятная для современного человека.

Рубанов - писатель крайне любопытный и бесконечно многогранный. То в психоделику подастся, то автобиографичные рассказы наклепает, то о бизнесменах аж циклами книги выдавать будет. Интерес к русской древности у писателя уже достаточно давно. Рубанов широкой публике прескрасно известен, как сценарит нашумевшего "Викинга". Собственно из последнего "Финист" и родился. Крайний роман писателя - фантазия на тему мифогического сюжета.

"Финист - ясный сокол" позиционируется, как славянское фентези. И что интересно, несколько рецензентов отмечают, что при всей своей нелюбви к жанру, роман Рубанова прочли с огромным удовольствием. Основные претензии к книге:

  • сочетание архаичной лексики с ультрасовременными словами (части рецензентов, впрочем, это как раз нравится, ибо упрощает восприятие, но при этом не лишает погруженности в древность):
  • ходульные персонажи. В особенности это относится к главной героине, в которую влюблены все три рассказчика.
Елена Васильева (критик): Рубанову со всеми оговорками удается остаться в том времени, в котором живут действующие герои, но сделать так, что через него проглядывает столь желанная актуальная современность. Но еще удивительнее само рубановское чувство времени. Пишет о новом – обязательно незаметно кивнет в сторону старого так, чтобы текст заиграл по-иному. Пишет о стародавнем – и здесь происходит то же самое, только наоборот.

Евгения Некрасова «Калечина-малечина»

-7

"Калечина-малечина" - скромного размера повесть, рассказывающая о невыросшей девочке, живущей в Лилипутском городе и страдающей от всепоглощающей нелюбви. С романом Некрасовой я успела познакомиться задолго до объявления не то что шорт-, а лонг-листа Нацбеста. И много раз вам о нем рассказывала. Если вы пропустили мою рецензию, то можете нажать на эту ссылку и прочесть ее.

И все же, раз мы разбираем тесты Большого жюри, не будем нарушать традиции. Мнения критиков разделились практически поровну. Половина рецензентов книгу обругала, а половина назвала чуть ли не лучшим произведением из огромного списка претендующих на премию.

Особо отмечали навязчивое продвижение романа. Реклама повсюду, в Фейсбуке стучится Калечина, рассылаются иллюстрации из книги.

Остальные претензии сильно разнятся, поэтому я просто приведу выдержки из нескольких отзывов, как положительных, так и отрицательных.

Инна Горлова (режисер): "Книга написана гладко, технично, рукой профессионала, к тому же тема что ни на есть животрепещущая – но вот тут как раз у читателя и возникает чувство некоторой искусственности происходящего. Как будто тема романа не столько «пропущена» автором через себя, сколько умело, но «с холодным носом» использована".
Сергей Беляков (критик): "Книгу отличает психологическая точность и писательское мастерство. В лонге «Национального бестселлера» едва найдется три или четыре автора, сопоставимых с Евгенией Некрасовой".
Владислав Толстов (критик): "Все это написано таким вычурным языком, каким не говорят ни десятилетние девочки, ни взрослые учительницы общеобразовательной школы".
Александр Филиппов-Чехов (критик): "Конечно, это не книга, которая могла бы стать именно что «национальным» и «бестселлером», но хочется надеяться, что она войдет в славный канон нашей так называемой детской или подростковой литературы".

Шорт-лист премии "Национальный бестселлер" вышел разношерстным. В нем соседствуют привычный русскому чителю роман с историческими декорациями, эксперементальная проза, играющая с жанрами внутри одного произведения, магический реализм соревнуется со славянским фентези, а вишенкой на торте выступает совершенно скандальная вещь, написанная чуть ли ни одним матом.

Литературное сообщество в телеграме возмущено. Требуют Анну Немзер с "Раундом" и Букшу с "Открывается внутрь". А я вот ждала Поляринова. Почему из молодых и ярких не он, а Пелевин? С другой стороны, "Нацбест" же пытается открывать новое, а про ту же Немзер уже слушать тяжело, чересчур много. Впрочем, тут же Трофименков, который даже в представлении не нуждается.

Не писан закон для российских литературных премий. Но тем интереснее. Я вот узнала о существовании издательства "Пятый Рим". Уже победа.

P.S. Собираюсь ознакомиться с "Финистом" Рубанова и "Я всегда буду с тобой" Етоева. А какие книги заинтересовали вас?

P.P.S. Полные тексты рецензий на все произведения шорт- и лонг-листов премии можно прочесть здесь. Но будьте осторожны, встречаются спойлеры.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books, так вы не пропустите обновления!