Найти тему
BirdNews

Как югославы сбили Стелс.

20 лет тому назад в Югославии был сбит американский истребитель

27 марта 1999 г. югославские военные при помощи советского противоракетного комплекса ПВО С125 сбили американский самолёт-невидимку F-117A. Это событие, поначалу, вызвало шок у американских и натовских военных: им трудно было в это поверить, что несбиваемый военный самолёт оказался уничтожен. Ещё сложнее поверить во всё это оказалось после того, как стало известно, что истребитель был уничтожен советским оружием, которое было произведено в 1950-ом году.

Операцией по уничтожению самолёта F-117A командовал сербский офицер Золтон Дани. Как оказалось, он в своё время учился в Советском Союзе в Минске в Высшем инженерном зенитно-ракетном училище.

Позже, как выяснилось, остатки самолёта были перевезены в Россию для изучения.

Как считается, американские военные сделали несколько непростительных ошибок. Во-первых, вели себя слишком уверенно. Во-вторых, летали по одному и тому же маршруту и без сопровождения, т.е. по одному. Следовательно, отследить самолёт и определить его местоположение не составляло особых усилий.

Бомбардировщик F-117A засёк советский радар П-18 на расстоянии в 15 км от ракетного комплекса. Его скорость была ниже звуковой, и он летел на небольшом расстоянии от земли. После проведения точных расчётов из советского противоракетного комплекса ПВО С125 была выпущена ракета, которая настигла самолёт, пролетев 13 км.

После этого случая полностью была прекращена вся американская программа по самолётам F-117A. Хотя в проект были вложены миллиарды, американское военное командование приняло сложное решение о прекращении производства бомбардировщиков F-117A Night Hawk. Следует отметить, что такая одна боевая машина стоила около 110 миллионов долларов США. А в военной операции в Югославии самолёты совершили примерно 860 боевых полётов. Кроме Югославии эти бомбардировщики принимали участие в военной операции в Ираке. Всего на вооружении армии США состояло 64 боевых единицы. После 2008 г. они перестали использоваться и больше не участвовали в военных операциях.

Позже детально были изучены все недостатки самолёта, изготовленного по технологии «стелс». Как выяснилось, сам бомбардировщик не обладал нужными для такой техники характеристиками, был маломаневренным, максимальная скорость, которую он развивал, не достигала скорости звука.

Данная ситуация показала, что любая военная современная высокотехнологичная техника бывает уязвимой. Ошибки, которые допустили конструкторы при постройке и военные при эксплуатации, стали роковыми. А всё может послужить провалу любой военной операции.