Найти тему
Философия для жизни

"Всевидящее Око"

Обобщенным словом Наука ныне называются все виды исследований, опирающиеся на факты. Весь клад научных знаний о Природе и человеке, называемый объективным. Знания субъектов об объектах. Нужные, необходимые для лучшего понимания видимого мира.

Но есть – совершенно официально – область знаний, называемая духовной. Вмещающая в себе, согласно его определению, «как объективное, так и интимно-личностное». Это оно оперирует понятиями «чувство», «совесть»… в нем нет застывших постулатов, единых для всех людей, а есть законы, которые человек познает. Глядя «внутрь себя», сопоставляя с происходящим вовне, человек формирует свои знания и совершенствует их.

Человек, конечно же, не может претендовать на объективность, исходя из своих собственных чувств и ощущений. На научный подход к миру в его современном понимании. Но одно из определений духовного знания очень понравилось мне – «Всевидящее Око».

Что имел в виду Аристотель, сказав, что человек – мера всех вещей? Ведь человек не может понять даже самого себя, что же говорить о Природе и ее законах? Человек оценивает все, в том числе и другого человека, по внешним проявлениям, видит факты и говорит: вот, он такой! А на самом деле?...

Один из мыслителей прошлого, французский историк Эдгар Кинэ, размышляя о Природе и человеке, пришел к выводу, что окружающий нас мир полон тайн. Правда, не ново? Как не ново и то, что он сказал еще: «Нет нужды в поисках неведомого углубляться в звездные миры, в то время как прямо здесь – перед нами и в нас – многое остается недоступным… Как наш мир состоит главным образом из незримых существ, которые являются подлинными строителями его континентов, точно так же и человек».

Может быть, не стоит нам отметать наше «субъективное» Всевидящее Око в познании мира?

Татьяна Короткова