Как заставить ребенка учиться или делать уроки? Моему старшему сыну 10 лет, он третьеклассник. Первые два года учился в одной школе, последний год - в другой. С первой учительницей отношения, к сожалению, не сложились, но, в силу разных причин, я не перевела его в другую школу сразу. В пределах того же заведения перемен тоже не предвиделось - наш класс был единственный в параллели.
Но рассказ не об этом, хотя связь учебного рвения у ребенка с личностью преподавателя в нашем случае оказалась очевидной.
В первом классе домашнюю работу задавали условно, и делать ее никто не заставлял. Дима на удивление делал все. При этом в школе занимался кое-как. Я сильно не переживала, так как знала, что мой сын долго адаптируется к новым условиям. Так было и в детских садах, поэтому я надеялась, что со временем он втянется и почувствует себя более уверенно.
Во втором классе занятия на уроках из-за некоего протеста ребенок свел на нет. Домашку первые месяцы второго года обучения он тоже игнорировал, получал за все двойки. Мои просьбы и требования приводили только к скандалам, и я оставила его в покое. Именно тогда я в шутку придумала принцип трех "У" - уговоры, упрёки, угрозы, которыми по нарастающей пользуются родители, постепенно теряя надежду на послушание своего чада.
Но сама этот принцип я отвергла, и грозилась применить его только в шутку. Не из тех Дима детей, кого можно задавить родительским или учительским авторитетом. Поэтому я, как сейчас модно выражаться, отпустила ситуацию. Я просто не знала, что делать.
В результате долгих размышлений и копаний в Интернете на эту тему я решила для себя, что ребенок важнее оценок. И никакие мои действия ничего в будущем не гарантируют. Я могу кричать и требовать, применять принцип трех "У", но это не значит, что ребенок станет заниматься и вырастет успешным.
Однако, я продолжала разговоры, просто разговоры по душам. Мы обсуждали проблемы, я вставала на сторону ребенка, но ни на чем не настаивала. Просто ждала (в том числе и перехода в другую школу, который все время откладывался).
В итоге, во второй половине 2-го класса домашнюю работу ребенок добросовестно выполнял сам, не позволяя мне помогать. Он сам решал, когда за нее садиться, сам делал свои ошибки. При этом в школе на уроках не делал ровным счетом ничего. Так закончился 2-й класс, с "двойкой" по русскому языку, которую Дима переписал на "три" в августе у своей первой учительницы.
Все мои надежды сосредоточились на переводе в другую школу, который, наконец, стал делом решенным. В третьем классе с новым преподавателем ребенка словно подменили. Он стал заниматься на уроках, учиться на 4 и 5. Одно осталось неизменным - он сам делает домашнюю работу, и почти не просит помощи. И я могу быть спокойна - он сделает все, как надо!
Было бы так, если бы я заставляла его тогда, когда он испытывал трудности? Сомневаюсь. А вот то, что я получила бы нервного подростка, которые ненавидит своих родителей, почти наверняка. Я сделала вывод (он вроде бы очевиден, но без практики был не совсем ясен) - все дети разные, и к каждому нужен свой подход. Наверняка с младшим сыном все будет по-другому.
За два года терзаний я приготовилась к тому, что мой ребенок не захочет учиться никогда. И к тому, что он всегда будет учиться на двойки и тройки. Да-да, именно до такого состояния я дошла. Но я честно смирилась с этим, и собиралась работать хотя бы над тем, чтобы ребенок получал "три" вместо "два". И хорошо, что у нас все закончилось иначе.
Конечно, впереди еще годы и годы учебы. И чем дальше, тем меньше я смогу заставлять. А вот быть другом и тем человеком, к которому мой ребенок прислушивается, мне по силам. И я постараюсь не растерять свой авторитет.
Так что - действуйте, исходя из особенностей именно вашего конкретного ребенка, и всегда будьте на его стороне. Именно его, а не общественного мнения или своих амбиций. И пусть в вашей семье царит взаимопонимание!
Если вам понравилось - подписывайтесь на Поэзию жизни! Буду рада :)