Привет!
Вот представь, рабочий день уже пару часов как закончился, я дома веду с друзьями философские разговоры, готовлю шоколадные кексы, словом, прекрасный пятничный вечер.
И тут звонок, номер неизвестный. Мало ли что, думаю я, и отвечаю. На своё горе некоторым родителям своих студентов я еще в прошлом году дала свой номер (молодая была, глупая, эх!). Конечно, звонит мне мама одной девочки и с места в карьер кричит мне о том, что травит ее преподаватель, куда я смотрю вообще и как это возможно.
"Добрый вечер", - говорю я ей, прерывая пламенный десятиминутный монолог об образовании, педагогах и психологах. Мамаша чуть успокоилась, можно и детали прояснить, раз уж такое дело.
-А как преподавателя зовут?
-Ну я не знаю, светленькая такая, два предмета у них ведет.
-Какие предметы?
-Ну... по специальности что-то. Вы должны сами всё знать, что вы за педагог такой!
Ладно, с этим вполне можно смириться, переживает мама, вот и не может ничего сказать. Прошу ее дочь подойти ко мне в понедельник и кладу трубку.
И вот, что я выяснила после. Девочка неглупая, милая, но с группой общий язык так и не нашла. И, как многие подростки, на критику реагирует болезненно. Преподаватель тоже не совсем прав, так как не особо церемонится в выражениях, но оказалось, что гораздо больше переживаний вызывает сама группа. Ну что ж, разбираемся дальше.
Поговорила с группой и ... "да никто ее пальцем не трогает. Ну не общаемся, это да. Так она и сама желанием с нами что-то делать не горит, а навязываться никто не собирается". Вот только она совсем ни с кем не общается и очень боится, что покажется глупой и никому неинтересной (а так как не общается, то примерно это и происходит).
И всё это привело меня к мысли рассказать тебе про травлю.
Ведь это не только физические издевки, когда в рюкзак чего подкинут или "стрелу" забьют на заднем дворе. Психологическое насилие тоже сюда входит вместе с игнорированием существования человека, газлайтингом (то есть обесцениванием того, что он чувствует и думает, об этом я писала в статье "Как правильно общаться с тревожными людьми", ссылка ниже), издевками и оскорблениями.
Милый читатель, запомни, жертва не виновата в том, что происходит. Травля - это проблема всей группы. Сам посуди, ведь подростков травят за всё подряд: слишком худой, слишком толстый, высокий, низкий, веснушчатый, носит очки, зубрила, лентяй, глупый...
А потому причина травли - это не какой-то конкретный признак.
Травля - это зачастую поиск группой способа объединиться. А идея объединиться против кого-то - работает безотказно. Поэтому побороть травлю можно только работой со всей группой. Нужно дать её участникам лучше узнать друг друга, преодолеть трудности, увидеть общие черты в людях, на первый взгляд неинтересных.
Нужно, чтобы был у таких ребят ответственный близкий взрослый человек, который бы не боялся выразить свое мнение о травле и сплотил коллектив. Тренинги по командообразованию не просто так придуманы.
И, конечно, надо работать с провокатором и жертвой индивидуально. И тогда одной проблемой станет меньше.
А вот об индивидуальной работе я расскажу в следующей статье. Подписывайся, чтобы не пропустить, и пиши ниже о своих случаях из жизни!
А чтобы не скучать до выхода продолжения, читай:
Как правильно общаться с тревожными людьми. Совет психолога
Почему дети "не слышат" родителей. Мнение психолога
Случай из практики: о выборе профессии