12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики — памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. В России принято вспоминать Юрия Гагарина и его первый полет, но знаете ли вы, что космос пыталась освоить и Африка?
Пока века весь мир следил за космической гонкой США и СССР, амбициозная и способная Замбия заявила о своих планах запустить человека на Луну, а через год и на Марс.
Впервые эту идею выдвинул местный преподаватель Эдвард Макука Нколозо, которому для реализации требовались всего 7 млн фунтов. Нколозо создал первую в Африке Национальную академию космических исследований и философии. Эдвард Макука Нколозо собирался послать на Марс экспедицию из 12 человек и 10 кошек. Таким образом, он хотел составить конкуренцию США и СССР в космосе.
Эдвард заявил, что отряд готов к полету и рассказал о том, как проходят тренировки. К слову, тренировки были не сложными — спуск будущего космонавта в бочке или хождения на руках. Результаты достигались быстро. Любопытно и то, что в команду входила девушка 16 лет. Запустить команду на Луну и Марс планировалось с помощью огромной катапульты. Проект сначала был активно поддержан правительством Замбии, но со временем интерес власти пропал.
К сожалению, реализовать его так и не удалось: девушка-космонавт забеременела, деньги на реализацию у ЮНЕСКО так и не удалось получить. Эдвард Нколозо считал, что главная причина провала — советские и американские шпионы, которые мешали проекту с самого начала.
Но это не конец космической истории Замбии. Чуть позже появился фотопроект «Афронавты» Кристины де Миддел, который, по мнению автора, основан на рассказах о мечте, живущей в фотографиях». Идея проекта возникла, когда Де Миддел увидела небольшой фрагмент видеозаписи, рассказывающий об учителе Эдварде Макука Нколозо. Большая часть снимков была сделана в Испании, в Аликанте, Мадриде и Мальорке. Некоторые были сделаны во время работы с Красным Крестом в Палестине, а некоторые – в Италии и США. Ни одной фотографии не было сделано в самой Замбии. Миддел была номинирована на престижную фото-премию 2013 Deutsche Borse.
Идеей «афронавтов» заинтересовались даже музыканты в 70-ых годах, поэтому эта тема отразилась в творчестве «Черных пантер», растафарианстве и прочих, связанных с панафриканизмом и культурой чернокожих. Сочетания африканского фольклора и космической темы дало миру космический фанк, джаза и даже афробит.
Следом за музыкой, на свет появилась идея о том, что черный космос должен принадлежать черным, а не белым. Данный посыл сначала подавался как шутка, но уже через некоторое время начал муссироваться в кругах борцов за права цветных. Любопытно, что идею подхватили и сами белые. К примеру, киберпанк-роман «Нейромант» Уильяма Гибсона, в котором растаманы живут на орбитальной станции «Зайон» и считают Землю источником первородного греха.
Песня Макса Ромео — Chase The Devil как пример панафриканизма и мечты об африканском космосе. Вы слышали ее на Jah Radio в GTA San Andreas.
Или, к примеру, фильм «Геи-ниггеры из открытого космоса» или недавняя стратегия Beyond Earth.
Эти проекты явно не обошлись без влияния космической программы Замбии, которая, пусть и не была реализована, но оставила несомненно большой вклад в истории.