Ислам, как и христианство, запрещает магию и колдовство, но человек слаб, особенно когда дело касается здоровья.
Традиция создания талисманов широко распространена во всех мусульманских странах и имеет тесную связь с каллиграфической традицией. Арабский язык, на котором Мухаммаду был ниспослан Коран, для верующих священен сам по себе. Поэтому считалось, что строки из Корана, имена Аллаха и молитвы на арабском, написанные на каком-либо предмете, могут защитить его владельца от сглаза и болезней.
Одним из таких предметов были рубахи, на которые краской наносились молитвы, айаты или целые суры Корана, а иногда весь текст священной книги целиком. Часто на них можно увидеть магические квадраты — таблицы, заполненные цифрами таким образом, чтобы их сумма по вертикали, горизонтали и диагонали была одинаковой. Иногда вместо цифр использовались буквы, которые в арабском алфавите абджадийа имеют соответствия цифрам.
Подобные квадраты можно увидеть на хранящейся в Эрмитаже магической рубашке из Ирана или Ирака, изготовленной не ранее 30-х годов XIX века.
Магические рубашки были известны во всех странах, где исповедуют ислам — от Африки до Индии. Но появились они довольно поздно, самые ранние из известных нам относятся к XV веку. Хотя традиция изготовления явно имеет кораническую основу. Она связана с историей Юсуфа (библейского Иосифа), который отдал братьям свою рубашку со словами: «Ступайте с моей рубахой и накиньте её на лицо моего отца, и тогда он прозреет».
Точно не известно, как эти рубахи использовали. На многих можно увидеть ровные складки, возможно, их носили с собой в сложенном виде как амулеты.
На некоторых есть следы использования — пот, кровь. Предполагают, что их могли носить поверх доспехов или надевать на раненых и больных для исцеления. Исследователи считают, что особенные, богато декорированные рубашки могли иметь церемониальное значение и никогда не надеваться на тело. Точно мы пока сказать не можем, несмотря на их широкое распространение, письменных источников об использовании этих рубах не сохранилось.
Подробнее о первой рубашке на фото см.: каталог выставки «Кисть и калам. 200 лет коллекции Института восточных рукописей», Государственный Эрмитаж, 2018. С. 118 - 119.