Найти тему

Страшно вкусно: мухи и водоросли наряду с коктейлями

Оглавление

Обзор на фестиваль «Eat Film Festival»

Автор: Дарья Голяшева

С 13 по 17 марта в Ельцин Центре прошёл фестиваль «Eat Film Festival», на котором показали фильмы о культуре кухни. Это первый в России кинофестиваль, что знакомит с модой на особые продукты и новыми трендами гастрономии.

«Жуки», Нидерланды

Превью и название фильма предполагают, что мы увидим кучу противных жуков, личинок и прочей «гадости», которую будут кушать люди. От одной мысли об этом возникают мерзкие ощущения.

Брутальные повара-экспериментаторы
Брутальные повара-экспериментаторы

По сюжету два молодых человека работают в некоммерческой организации Nordic Food Lab. Ребята участвуют в проекте, который направлен на поиск альтернатив привычной еде для большинства европейцев. Австралия, ЮАР, Кения, Япония — нескончаемый список стран, где побывали повара. На пробу попадали все насекомые, которые встречались на пути. Например, термиты — они живут в глине, что трудно раскапывать. И вот думаешь, как вообще можно начать употреблять жуков в пищу?

Хрустящие как чипсы личинки, печенье и маффины из мух, муравьи с привкусом миндаля и авокадо — звучит вкусно. И пусть слюнки не текут от вида, но от увиденных эмоций главных героев после пробы всё-таки хочется откусить кусочек не прожаренной букашки.

Герои фильма — обычные люди, которые могут уставать: им наскучивает употреблять насекомых в пищу почти каждый день. Когда ты только начинаешь новый проект, «горишь» им, испытываешь радость и хвалишь самого себя. Но если уровень умений не повышается, то силы иссякают и желание продолжать дело улетучивается. Поэтому в фильме происходит частичная смена команды «исследователей».

Во время всего проекта учёные-повара задаются вопросом: заменят ли насекомые мясную утварь? Почему в Китае люди щёлкают «живые семечки», а в Европе эта тенденция совсем не популярна? В фильме приводится статистика: через несколько лет население Земли достигнет 9 миллиардов человек. В процентном соотношении, количество пищи должно вырасти на 70%, чтобы прокормить всех. Забавно, ведь и сейчас не все люди могут обеспечить себе нормальное питание. Проекты по изучению альтернатив в еде растут в своей актуальности. Было круто, если бы нас «учили» кушать насекомых.

В то же время авторы фильма говорят о том, что не нужно полностью заменять привычное мясо жуками только потому, что в них больше белка. Людям достаточно трудно смириться с тем, что гусениц и сверчков можно есть.

Документалка, призывающая к экспериментам в гастрономии без отвращения и страха. Ведь если показать человеку таракана и попросить попробовать живой деликатес, большинство покрутит пальцем у виска. Но после просмотра ленты такое предложение кажется не таким уж и ужасным.

«Муравьи на креветке», Копенгаген

«Мы открываемся!» — с такой, казалось бы, позитивной фразы начинается кинокартина. Рене Редзепи — бог кухни, один из известных в мире шеф-поваров. Рене является владельцем самого успешного ресторана «Noma». Заведение становилось лучшим в мире на протяжении четырёх лет по версии журнала «Restaurant». В «Noma» съезжались гости из разных городов и стран, чтобы попробовать знаменитые блюда, а бронь столов была расписана на три месяца вперёд. Супы, гарниры, десерты — почти всё готовилось из северных продуктов.

В 2015 году Редзепи принимает решение закрыть ресторан. Шеф пошёл на эксперимент: с несколькими сотрудниками он отправился в страну восходящего солнца. Рене Редзепи стал разрабатывать план вместе со своими поварами, хотел учесть все возможные риски. И по приезде в Токио, команда была шокирована. Ранее кухня ресторана базировалась на приготовлении блюд из овощей, однако в Японии они стали дефицитными продуктами.

Твоё лицо, когда всегда готовил только рыбу
Твоё лицо, когда всегда готовил только рыбу

Рене понимал, что готовить рыбу там, где люди готовят её всю жизнь — глупо. Поэтому он стал искать другие растительные продукты, которые будут новым кулинарным чудом. Повара «Noma» не могут облажаться, открыв ресторан в другой стране. Команда исследовала природные заповедники, леса, пробовала ветви деревьев и неизвестные им грибы для поиска вкусов. Во время подготовки к открытию, сотрудники практически ночевали у плиты. Разработка меню, готовка блюд — нет права на ошибку.

Рене Редзепи один из тех людей, которые доказывают, что нет ничего невозможного. Он вырос в простой семье рабочих. Став признанным шефом, Редзепи открыл собственный ресторан. Он считает, что настоящий профессионал должен быть «художником». Эту фразу он подтверждает своей кухней: живая креветка на тарелке с украшением из муравьев. Или авокадо, томлённый в жире крокодила с трюфельной пастой. В России впервые слышишь о таком, если ты не food-фетишист.

Еда — это искусство, а повара — волшебники. Причудливые формы на тарелке, соус в капельках, бекон, лежащий слева, а не посередине тарелки. Всё на своих местах, это не спонтанная размазня и хаос. Чтобы оценить вкус, нужно правильно пробовать поданное блюдо.

«Разговоры за баром с Шуманном», Германия

Кинолента о барах, а-ля интервью у Юрия Дудя. Если в России бар — это обычное заведение, где просто собираются и пьют, то в Европе бар — это целая картинная галерея. Барная индустрия идёт наряду с искусством и активно себя проявляет.

Чарльз Шуманн — легендарный бармен, отец барной культуры, он её возродил после отмены сухого закона в Америке. Его карьера длится уже 40 лет, он является автором многих книг о барменском искусстве.

Шуманн представляет серию интервью с разными барменами. Он посещает несколько заведений в Нью-Йорке, Гаване и Токио. Его собеседники — профессионалы, «короли» бара. Во время разговора они готовят коктейли, обсуждают новые тенденции, вкусы и значимость баров в жизни людей. Чарльз и его гости похожи на старых приятелей, которые встретились спустя годы. По большей части такой формат наскучивает. Хочется углубления в историю происхождения баров или яркого шоу с коктейлями.

Коктейль — это упаковка алкоголя. Вкусно выпить можно и на кухне дома, но гораздо приятнее прийти в место, где специально для вас приготовят особый напиток. Мастерство бармена, его владение шейкером и эффектная подача — достойное зрелище.

Это классический, в чём-то брутальный фильм. Отчасти сам герой делает его таким: строгий по кройке костюм, бритое лицо и статная походка.

Классики он придерживается и в заведениях. Шум, гам, свет прожекторов и софитов, долбящая музыка — это не то. Бар должен быть тем местом, где человек может быть самим собой, может решить свои проблемы. А помощником в этом будет коктейль и бармен.

Индустрия гастрономической кухни, показанная на фестивале, меняет представление о еде и напитках. Благодаря фильмам можно можно почувствовать себя критиком: разобраться в ингредиентах и перепробовать шедевры. Жареная картошка вместе с пакетированным молоком или трутни в соусе, дополненные терпким напитком — что бы вы выбрали?

-4