Необходимость применения дополнительных устройств, повышающих наполнение цилиндров, очевидно каждому, кто озаботился повышением мощности двигателя, будь то конструктор автомобиля или любитель, тюнингующий собственную машину в гаражных условиях. Самым эффективным из них будет нагнетатель, подающий топливовоздушную смесь под избыточным давлением, только так можно решить вопрос кардинально. Конструктивно они могут быть разными, основу выбора составляют турбины и механические компрессоры.
Компрессоры наддува
Главное их отличие и характерный признак – это механический привод ротора от коленвала двигателя. Чаще всего ременного типа, но возможны и другие варианты. Сам вид нагнетающей части компрессора также может быть разным, применяются винты, лопасти или схемы, напоминающие жидкостные насосы, например распространённые в Америке нагнетатели типа Roots. Механика располагает некоторыми принципиальными преимуществами.
- Очень низкая инерционность. Прибор быстро реагирует на рост оборотов увеличением рабочего давления.
- Относительная простота устройства. Достаточно только установить механическую связь с валом двигателя.
- Небольшие рабочие обороты, что не требует применения особых условий смазки и повышенного внимания к подшипникам.
- Приемлемые температурные режимы, устройство не нагревается до критических для материалов температур.
Турбины
Принципиальное отличие турбонаддува – это использование «бесплатной» энергии вылетающих с расширением выхлопных газов. Не совсем бесплатной, поскольку всё же им нежелательно оказывать заметное сопротивление, а их температура не позволяет обходиться простыми техническими решениями, но всё же возникает качественное преимущество – турбонаддув не отбирает мощность у коленвала.
Газовый поток обладает большими скрытыми возможности, поэтому раскрученный им вал турбокомпрессора способен на создание очень высокого давления при большом объёме прокачиваемого воздуха. Настолько большого, что одной из основных задач регулирования наддува здесь является именно сброс излишков через специальные клапаны.
Развитие способов наддува на данный исторический момент идёт именно в направлении совершенствования турбомоторов. С недостатками тут научились бороться, в частности применением нескольких турбин небольшого размера и сложной управляющей электроники. Вопросы смазки и охлаждения также доведены до совершенства.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мы публикуем новые интересные статьи.