Прошло почти 88 лет с того момента, как первый советский фирменный поезд 10 июня 1931 года в 1:30 ночи отправился с Московского вокзала в Ленинграде и спустя 9 часов 45 минут прибыл на Октябрьский (в будущем Ленинградский) вокзал в Москве. С перерывом на Великую Отечественную войну «Красная стрела», как назвали этот состав, каждый день перевозит пассажиров между двумя столицами в своих комфортабельных вагонах. За эти годы поезд окутала масса историй и легенд, и я хочу представить вам 7 наиболее интересных фактов о «Красной стреле».
I. Визитная карточка страны Советов
Фирменный поезд, курсирующий между Ленинградом и Москвой, появился по личному указанию Сталина, причем соответствовать он должен был мировым стандартам, чтобы показать советским и иностранным гражданам превосходство социалистической системы. Задача была выполнена превосходно: вагоны имели пышную по тем временам отделку, а в буфете пассажиры могли заказать еду прямо в свое купе.
Сейчас поезд, имеющий номер 001А (на Москву) и 002А (на Санкт-Петербург) также превосходит большинство своих собратьев и имеет уменьшенное количество купе в вагоне, вагон-ресторан, кондиционеры и даже душ.
II. Точность – вежливость вождей
Вскоре после своего появления на Октябрьской железной дороге расписание поезда было изменено, и отправление «Красной стрелы» из Ленинграда и Москвы начиналось в 23:55. Согласно распространенной версии, решение это было принято Лазарем Кагановичем, заботящимся об ответственных товарищах, отправляющихся в командировки, поскольку так суточные выдавались в том числе и за эти пять минут до полуночи. В настоящее время «Красная стрела» продолжает отправляться в 23:55 и прибывает в 7:55, находясь в пути ровно 8 часов.
III. Красная или синяя?
Несмотря на свое название, изначально вагоны «Красной стрелы» были синими, что соответствовало европейским нормам, по которым вагоны первого класса были окрашены именно в этот цвет. Только в 1962 году расцветка вагонов была заменена на красную.
IV. Бологое, Бологое, Бологое…
Первоначально «Красная стрела» по пути следования совершала остановки на таких станциях, как Малая Вишера, Окуловка, Бологое и Калинин (ныне Тверь). В 60-е годы все остановки, кроме Бологое, были отменены, а в 2002 году и остановка в Бологое была вычеркнута из маршрута для сокращения времени поездки.
V. Вождь, тянущий вагоны
Одним из первых паровозов, тянувших вагоны «Красной стрелы», стал паровоз «Иосиф Сталин» (ИС), производившийся с 1932 года. ИС был самым мощным советским паровозом, а на момент создания еще и самым мощным в Европе, вырабатывая мощность до 3200 л. с., что позволяло ему развивать скорость свыше 115 км/ч. В период борьбы с культом личности Сталина ИС был переименован в ФД, а сам он был заменен получившими распространение в этот период более эффективными тепловозами.
VI. Свидания в СВ
С «Красной стрелой» связано множество историй знаменитостей, поскольку поезд был излюбленным транспортом актеров, писателей и музыкантов, постоянно ездивших между двумя столицами. Так, сценарист и режиссер Авдотья Смирнова в документальном фильме Артема Михалкова «Паравоз №1. «Красная стрела» рассказала о таком случае, поведанном ей ее другом.
Этот друг, будучи писателем и при этом «глубоко женатым человеком», завел роман с балериной, которая также была замужем. Не найдя себе место для тайных встреч, они нашли интересный выход из этой ситуации и покупали себе билеты в СВ из Москвы на «Красную стрелу», что давало им провести целую ночь вместе. После прибытия в Северную столицу они расходились по своим знакомым, но вновь встречались в одном вагоне по пути обратно.
VII. Роды в поезде
Начальник поезда «Красная стрела» Александр Дымнич вспоминает, что на одном из рейсов он был свидетелем родов, которые пришлось принимать прямо в вагоне. Прошли они успешно, а мать с новорожденным высадили на одной из станций и передали в руки работников «скорой помощи».
Если вам понравилась эта статья, то рекомендую также прочитать:
О восстании в Сибири против раскулачивания;
О "Шахтинском деле";
О трагедии поэта Владимира Маяковского.