Найти тему
ДостоВерно

Как готовятся к канонизации Императора Павла I.

Оглавление

Прославление Императора Павла Первого

Наступило время, когда нам Русским Православным монархистам совершенно необходимо прославить Императора-рыцаря Павла Петровича Первого. Собственно, мы, Хоругвеносцы, как это будет видно из дальнейшего повествования, занимаемся его прославлением как минимум последние 20-ть лет. Собственно, само прославление, как и прославление Царя Иоанна Васильевича Грозного, в сердцах простого Русского люда давно уже совершилось, но т.н. «официальное» церковное прославление, т.е. «канонизация», идёт очень медленно, а то и «идёт в обратную сторону». Почему это происходит, нам Хоругвеносцам не совсем ясно, точнее совсем не ясно. Ибо Павла Петровича враги Трона и России убили точно также как и первого Русского Царя Андрея Боголюбского. Но если Андрей Боголюбский и прославлен, и канонизирован, то канонизация Императора Павла никак не сдвигается с мёртвой точки. Зато лик его, как я уже говорил, славится и прославляется в сердцах простых русских людей.

Убиенный Император и умученный Царский Друг

Один из современных русских монархистов, Павел Баринов, пишет:

– Увидев поминальную молитву Павлу Петровичу, узнав о чудесах, я попробовал помолиться ему сам, – вспоминает активист. – Стал читать книги и заметил: образ императора отличается от того, что пишут в учебниках. Обратился к историкам и понял: Павел I заслуживает канонизации как царь-мученик, не отрекшийся от власти. Павел Петрович принимал участие в лечении, устроении судеб и в частной жизни огромного количества людей. Он любил своих подданных!

Баринов обращался в отдел по канонизации Гатчинской епархии: работа, по его словам, ведется, хотя «епископ пока в раздумьях».

Активист «в диалоге с комиссией по канонизации Гатчинской епархии». Он собирается заснять свидетельства помощи императора Павла, чтобы предъявить в РПЦ повторно.

По словам господина Баринова, дело ревнителей поддерживают многие священники и почитают убитого императора келейно. Кто-то говорит об этом на «церковных мероприятиях». Сам Павел Баринов открыто называет себя царебожником на своей странице в соцсети, чтобы, как он объясняет, подтолкнуть людей задуматься.

– Нас называют еретиками, полагающими, будто Христос не искупил своей смертью спасение людей, – говорит Павел Баринов. – Мы считаем, царь Николай II пошел за Христом и повторил его подвиг, оставшись в России и претерпев страдания за русский народ. По его молитве Богородица явила Державную икону, приняв державу у императора. И если мы покаемся в том, что не смогли защитить государя, и будем достойны, то Богородица передаст ее новому монарху. Павла I можно причислить к мученикам и отчасти к страстотерпцам. Он сохранил честь и достоинство, не отказавшись от престола. Это часть подвига, которая также присутствует в подвиге Николая II – смерть за интересы Отечества и веру Христову.

Своими соратниками Баринов называет общероссийские организации почти 100 разных движений, выступающих за близкие идеи - традиционные ценности, защиту чувств верующих, борьбу с ЛГБТ, абортами и т. д.), коалицию «Родительское стояние». По словам Павла Баринова, на работу общества было получено благословение известного в народе схиигумена Сергия Романова. А передал благословение отца Сергия Игорь Смыков, которого Баринов отрекомендовал «хранителем иконы царя-страстотерпца Николая Александровича».

Игорь Евгеньевич Смыков – начальник Войсковой Православной Миссии. Его имя известно среди ревнителей Николая II и Григория Распутина. В Петербурге помнят его внезапную инициативу украсить город, в котором жил и был убит «Царский Друг», памятником Распутину. В интернете господин Смыков чаще всего запечатлен с чудотворной иконой Николая II. За трепетное отношение к памяти «старца Григория» Смыков наградил памятной медалью «Григорий Ефимович Распутин» избранных. Медалью за №1, как пишет «Русская народная линия», награжден митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин.

– По благословению афонских старцев, – рапортует он на видео, – была учреждена медаль к 100-летней мученической кончине старца Григория Ефимовича Распутина.

Имперский триколор, крест цвета крови, номерная медаль, которая носится слева. На обороте «Боже, храни своих!» Похоже на отсылку к 10-й главе Евангелия от Иоанна: «Азъ есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня».

На церемонии награждения господин Смыков говорил и о мvроточении иконы Распутина, и о том, что «Святые в бумажках не нуждаются», имея в виду канонизацию. Закончив награждение, резюмировал: «Россия на краю гибели, и только молитва святых Царственных Мучеников и Старца Григория может отвести от нас гнев Божий...»

В сети можно найти видео крестных ходов ревнителей «Старца», а также его иконы. В Александровском парке Царского Села стоит деревянный Крест, украшенный иконами и цветами. Возле Креста растет верба – некоторые почитатели уверяют: она распускается 29-30 декабря (в ночь убийства Распутина), и потому ее нещадно обламывают съезжающиеся сюда паломники, в основном монархисты. По их мнению, здесь место временного упокоения Григория Ефимовича. Как известно, останки Распутина были сожжены. В музее-заповеднике «Царское Село» говорят, что «вопросом местонахождения временного захоронения Распутина в разные годы занимались несколько исследователей. Все они сходятся во мнении: подлинное место захоронения находилось вне сегодняшних границ музея-заповедника». То есть могила Распутина, пусть и временная, была не здесь. Но это не смущает ревнителей памяти «Старца», о чудесах которого говорят не только паломники, но и священнослужители.

Чудеса на могиле Императора

А на могиле Самого Императора Павла происходит много чудес.

Это дивная, посмертная страница в биографии (жизнеописании) Императора! Чудо непонятное для иных, но, тем не менее… осязаемое, так как каждый может видеть те многочисленные свечи, горение коих на гробнице Императора поддерживается изо дня в день многочисленными паломниками к этой гробнице, уединенной от центра суетного города. Приди, и увидишь!

Что заставляет все это множество лиц ставить свечи на гробницу Императора Павла I и молиться у неё? Что влечёт их к его гробнице?

Дивен Бог во святых Его, Бог Израилев! Во славе Его святых особенно проявляется Его дивное всемогущество. Он, Всесильный, силен и прославить верного раба Своего, – не тою славою, которая соделывается руками человеческими; не тою славою, которая венчает человека на страницах истории; но – славою о Христе Иисусе; тою славою, которая к нетленным мощам смиренного инока привлекает толпы богомольцев; – славою, которая к честным мощам швеца Симеона (чудотворца Меркушинского и Верхотурского) приводила недужных за исцелениями много раньше, чем этот мирянин был причтён к лику святых Православной Церкви.

Не может укрыться светильник, стоящий на верху горы. И слава о заступнике за людей в их скорбях и напастях разнеслась далеко по России.

-2

Издревле, почти со времени самой кончины Благочестивейшаго Государя Императора Павла I Петровича (12 марта 1801 г.), многие люди разных классов, положений, званий и состояний – приходили в Петропавловский собор (Усыпальницу Русских Государей и всей Царской фамилии) и просили священников собора служить панихиды при гробнице Императора Павла I, повествуя иногда при этом о случаях заступления и помощи – после молитвы по Императоре Павле I – со стороны Его в разных тяжелых жизненных обстоятельствах, – особенно в делах тяжебных и судебных, - при явно наносимых обидах со стороны сильных слабым. Иногда присылались письма из разных местностей России с просьбой отслужить панихиду при гробнице Императора Павла I. И ныне присылают. В последние годы паломничество к этой гробнице увеличилось, – и не проходит почти ни одной недели (в 1911, 1912 и 1913 годах), в которую бы никто не обращался с просьбою о служении панихиды по Императоре Павле I. А с декабря 1913 года стали особенно много ставить свечей на гробницу Его. Панихиды почти ежедневны, а иногда – по нескольку. Все это побудило причт собора по возможности опрашивать молящихся при гробнице Императора Павла I: 1) давно ли они молятся, 2) по каким побуждениям, 3) видят ли благия последствия своих молитв, – и все эти сведения записывать.

Из книги записей, ведомых причтом Петропавловского придворного собора в Петрограде.

Мало еще собрано материалу за то короткое время, с которого причт Петропавловского собора – по благому почину о. Александра Александровича Дернова, тогда настоятеля сего собора, ныне Протопресвитера придворного духовенства – начал собирать и записывать то, что поведывают им богомольцы у гроба Императора Павла I. Но и то, что записано, поражает верующего человека. На страницах этой тетради проходит длинная вереница имен людей, то мятущихся душою и взывающих к Императору, то умиротворенных и приносящих молитву благодарения. Мелькают фамилии русские и инородческие, даже иноверческие; люди знатные и люди простые. Вот дама, крестившаяся по-католически, как заметил священник, служивший панихиду по просьбе ее спутника; вот чистокровная француженка; вот два актера, один из них – армяно-григорианского вероисповедания; вот некий Кублик О-ий с дочерью: они уже давно молятся при гробнице Павла I и видели много случаев заступления по его молитвам… Тогда-то отслужена панихида по просьбе в письме, из Кубанской области; такая же просьба из Донской области, из Пензы. Богомолец, приехавший из Туркестана, свидетельствует, что у них там чтят Павла I и знают, что молитва у его гробницы приносит помощь; петербургский мастеровой свидетельствует, что он из Новгорода вывез веру, что Император помогает в душевной скорби; вот торговка из Холмогорского уезда, Архангельской губернии: 15 лет тому назад она по совету близких приезжала помолиться у гробницы Павла I перед начатием своего дела и теперь делает это каждый раз, как приезжает в Петроград; а вот дама со старинной громкой фамилией свидетельствует, что все ее родичи издавна чтут память Павла I и, особенно в трудные минуты жизни, считают долгом помолиться на его могиле; вот рассказ жителя Тобольска, вот – крестьянки Рязанской губернии.

Все они пришли к могиле любвеобильного Царя, слава которого светится во всех концах России. И житель Пскова передает о чудной молве жителю Москвы.

Если небеса поведывают славу Божию, то тем более поражает душу человеческую и к Богу приводит та власть, которою Господь наделил Своего Помазанника по его смерти.

Известный лектор В. П. Б. поведал причту собора о том, как переменилось сердце жестокого человека за 2-3 часа времени. Тот самый человек, который только что глумился над вдовою, пришедшею к нему получить деньги, данные ему в долг покойным её мужем без расписки, "на слово", через 3 часа умоляет ее приехать к нему за получением 10.000 руб. сполна. А ведь вдова только и сделала, что по совету своей старой служанки поехала поплакать у гробницы Павла I. Да и что другое оставалось ей, в самом деле?

Вот игуменья Б. монастыря С. губернии свидетельствует причту собора, что лет 27-28 тому назад Император Павел явился ей во сне, с двумя придворными, и обещал помочь ей в нуждах ее убогой обители, и что действительно через 2 дня сделано было в монастырь пожертвование в 25.000 руб.

Вот две содержательницы учебного заведения для девочек, получившие совершенно неожиданно "поддержку их бюджета" на другой день, как они, тоже по совету, отслужили панихиду у гробницы; вот и жена капитана I ранга, уже испытавшая помощь в своих делах после крепкой молитвы у гробницы, и теперь постоянно прибегающая к ней в трудных случаях своей жизни.

Много есть таких записей о случаях помощи, поданной Императором Павлом; много их передается из уст в уста. Но итого, что выше пересказано, думается, достаточно, чтобы поколебать сердце неверующего и возрадовать сердце доброго христианина.
Петроград, 1916 г.

5. Негасимые свечи

Иисус сказал ему: прозри! Вера твоя спасла тебя. и он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога. И весь народ, видя это, воздал хвалу Богу. (Лук., 18. 42, 43).

Человек сказал им в ответ: мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. (Иоан., 8. 30,31)

Г[оспо]жа N. (в семье ее покойного деда издавна укоренилось благоговейное отношение к памяти Императора Павла I, преемственно переходящее от поколения к поколению) в раннем детстве видела во сне Императора: он вошел в их залу и на ее вопрос, кто – он и кого ему надо, ответил: Я – Император Павел. С той поры она еще более укрепилась в почитании Императора. – Впоследствии, увидав в музее Императора Александра III (ныне Русский музей) портрет, работы Щукина, она ясно признала в нем полное сходство с чертами Павла I, как она видела их в том сне; только одет Он был тогда в сером.

По выходе замуж, [оспоже N. приходилось много болеть, переносить много горя. Во всех трудных обстоятельствах она неизменно обращалась к Императору и получала помощь. В прошлом 1915 году она в особенности испытала на себе деятельную Его помощь, подобно многим другим. Мужу ее не удавался перевод на службу в другой город: все складывалось крайне не благоприятно против него. В конце августа госпожа N. приехала в Петроград и первым делом отслужила панихиду у гробницы Императора, с горячею просьбою о помощи. Она уже теряла надежду на благоприятный поворот, когда в середине сентября она снова увидела во сне Императора Павла: Он стоял на подъезде Михайловского замка; фигуру Его она ясно видела, но черты лица нельзя было хорошо различить издали. Проснувшись, она тогда же подумала, что теперь-то уж все устроится: Император позаботится… Действительно, вскоре же состоялся перевод мужа, несмотря на все формальные препятствия.

-3

Царь-Мученикъ Павелъ I-й Петровичъ, Императоръ Всероссійскій.

Императоръ Всероссійскій Павелъ Петровичъ родился 20 сентября 1754 года. Матерью его была Императрица Екатерина II-я, отцомъ — Императоръ Петръ III-й. Воспитаніе Наслѣдника Цесаревича Павла Петровича было поручено графу Никитѣ Ивановичу Панину. Павелъ I-й былъ однимъ изъ образованнѣйшихъ Русскихъ Императоровъ.

Духовнымъ же образованіемъ будущаго Императора руководилъ архимандритъ Платонъ (Левшинъ), будущій митрополитъ Московскій. По его словамъ «высокій Воспитанникъ, по счастью, всегда былъ къ набожности расположенъ и разсужденія или разговоръ относительно Бога и Вѣры были Ему всегда пріятны». Дворянинъ Н. А. Саблуковъ, часто дежурившій во Дворцѣ при Государѣ Павлѣ Петровичѣ, въ своихъ запискахъ указывалъ, что «до сихъ поръ сохранились мѣста, на которыхъ Павелъ имѣлъ обыкновеніе стоять на колѣняхъ, погруженный въ молитву и часто обливаясь слезами. Паркетъ положительно протертъ въ этихъ мѣстахъ».

Павелъ Петровичъ правилъ Престоломъ менѣе пяти лѣтъ. Хотя его и готовили къ Царствованію, но послѣ совершеннолѣтія Онъ оказался въ изгнаніи, будучи запертъ во дворцахъ — Павловскомъ и Гатчинскомъ. Вступивъ на Престолъ лишь 6 ноября 1796 года, несмотря на Свое слабое здоровье, Павелъ Петровичъ проявилъ ревностную заботу о государственныхъ дѣлахъ. Онъ приступилъ къ борьбѣ съ безпорядками и расхищеніемъ государственной казны, ввелъ строгую военную дисциплину, укрѣпивъ тѣмъ самымъ Армію и Флотъ.

Состояніе Имперіи, доставшейся въ наслѣдство Павлу Петровичу отъ нелюбившей Его Матери, было далекимъ отъ благополучія — разстройство финансовъ, высокій государственный долгъ (200 милліоновъ рублей) и медлительность въ судебныхъ дѣлахъ (до 64.000 нерѣшенныхъ дѣлъ) свидѣтельствовали о томъ титаническомъ бремени, которое Ему пришлось взять на Свои Царственныя плечи.

Впрочемъ, не отвергая огульно все, что совершалось въ царствованіе Его Матери, Павелъ I-й оказался весьма послѣдовательнымъ продолжателемъ всѣхъ лучшихъ начинаній Ея царствованія, какъ напримѣръ, въ дѣлѣ возсоединенія Единой Православной Церкви, примиряясь со старообрядцами черезъ Единовѣріе.

Самодержавіе Императоръ Павелъ I-й признавалъ лучшей формой правленія, соединявшей въ себѣ силу законовъ и скорость власти одного лица.

Онъ не былъ гордымъ и надмѣннымъ, и въ минуты откровенности сознавалъ Свои слабости и недостатки. Какъ Монархъ Онъ ставилъ себя на недосягаемую высоту и стремился не только царствовать, но и управлять. Онъ выдвинулъ начала единоличнаго управленія на мѣстахъ, въ противовѣсъ коллегіальному, что явилось переходной ступенью къ министерскимъ учрежденіямъ.

Онъ стремился поставить высшія государственныя учрежденія въ строгія рамки и подчинить ихъ надзору Самодержца.

Въ области губернскаго управленія стремился къ централизаціи власти въ лицѣ губернаторовъ.

Императоръ Павелъ былъ проникнутъ идеей законности. Онъ считалъ, что законовъ достаточно, нужно только исполнять ихъ. Не хватало только закона о Престолонаслѣдіи. И Имъ былъ принятъ новый законъ о Престолонаслѣдіи, отмѣнившій Петровскій и устранившій возможность дворцовыхъ переворотовъ, эпоха которыхъ длилась около 100 лѣтъ послѣ Петра I.

Государь приказываетъ собрать всѣ законы въ три книги Законовъ Россійской Имперіи и строго слѣдить за исполненіемъ ихъ. Законность и порядокъ стали девизомъ царствованія Императора Павла, въ противовѣсъ эпохѣ Императрицы Екатерины: злоупотребленія карались безпощадно.

Второй отличительной чертой Его царствованія было внесеніе военнаго характера въ гражданское управленіе и введеніе въ немъ строгой дисциплины. Будучи человѣкомъ рѣшительнымъ, Императоръ Павелъ не терпѣлъ медлительности.

Онъ признавалъ сословность общества, считая дворянство опорой Государства, очень почиталъ духовенство за святость сана, среднее сословіе считалъ необходимымъ для государства, крестьянство же было въ его пониманіи достойно особаго уваженія. Онъ считалъ, что для Него, какъ Монарха, всѣ сословія одинаковы. Всѣ были обязаны служить на пользу Государству.

«При рѣдкомъ Государѣ больше, какъ при Павлѣ, можно было бы сдѣлать столько добра для Государства, если бы окружавшіе Его руководились усердіемъ къ Отечеству, а не видами собственной корысти», — писалъ о Немъ генералъ-прокуроръ П. В. Лопухинъ. Однако, ущемляя нѣкоторыя привилегіи дворянства въ пользу крестьянъ и горожанъ, Онъ вызвалъ къ Себѣ нелюбовь иныхъ аристократовъ. Народъ же цѣнилъ его за «справедливость» и «строгость», которую видѣлъ необходимой въ то время.
«При рѣдкомъ Государѣ больше, какъ при Павлѣ, можно было бы сдѣлать столько добра для Государства, если бы окружавшіе Его руководились усердіемъ къ Отечеству, а не видами собственной корысти», — писалъ о Немъ генералъ-прокуроръ П. В. Лопухинъ. Однако, ущемляя нѣкоторыя привилегіи дворянства въ пользу крестьянъ и горожанъ, Онъ вызвалъ къ Себѣ нелюбовь иныхъ аристократовъ. Народъ же цѣнилъ его за «справедливость» и «строгость», которую видѣлъ необходимой въ то время.

Наибольшее вниманіе Императоръ обращалъ на устройство Арміи и Флота, считая дисциплину душою военнаго дѣла. Отъ солдатъ Онъ требовалъ безусловнаго подчиненія, отъ начальниковъ — отеческаго отношенія къ подчиненнымъ. Подъ вліяніемъ ужасовъ Французской революціи и цареубійства, Онъ смотрѣлъ на Себя, какъ на Защитника Церкви и монархіи, и этимъ руководствовался во внѣшней политикѣ; внутри же страны боролся съ зловредными идеями, проникшими съ Запада въ Россію.

Будучи, по юношеской неопытности, вовлеченъ Своимъ воспитателемъ графомъ Н. И. Панинымъ въ масонскую ложу, Онъ вскорѣ понялъ пагубность дѣемой ими тайны беззаконія. Собравъ въ дни Коронаціи въ Москвѣ, черезъ гроссмейстера ложи Трехъ Мечей профессора Маттеи, руководителей всѣхъ масонскихъ ложъ, повелѣлъ Онъ имъ прекратить дѣятельность ихъ въ Россіи, указавъ руководителямъ оныхъ на Французскую революцію какъ на плодъ масонской дѣятельности.

Онъ удалилъ отъ Двора наиболѣе вліятельныхъ масоновъ — князя Лопухина и князя Репнина, погубившаго въ 1791-мъ году Восточный Проектъ (осуществляемый княземъ Г. А. Потемкинымъ и графомъ Безбородко), а также выслалъ и взялъ подъ надзоръ Полиціи ранѣе Имъ же освобожденнаго изъ тюрьмы Новикова — главнаго идеолога и пропагандиста масонства.

Закрывая ложи, Государь предусмотрительно позаботился о созданіи имъ альтернативы, способной уже на созидательныхъ Христіанскихъ началахъ заполнить досугъ въ свѣтской общественной жизни. Поскольку въ «романтическій XVIII-й вѣкъ» люди вступали въ ложи часто лишь отдавая дань модѣ, проводя свободное время и увлекаясь болѣе внѣшней, ритуальной стороной съ ея рыцарской символикой, чѣмъ туманной для непосвященнаго масонской идеей, Императоръ Павелъ учредилъ Великое Русское Православное Пріорство древнѣйшаго рыцарскаго Ордена Іоанна, Крестителя Господня, Великимъ Магистромъ котораго Онъ являлся съ 1798 года.

Здѣсь необходимо отмѣтить, что причиной принятія Павломъ I-го титула Великаго Магистра (что такъ же явилось развитіемъ политики Его Матери) было Его глубочайшее пониманіе высокаго Служенія идеѣ Православнаго Самодержавія.

Возглавивъ древнѣйшій въ Европѣ рыцарскій орденъ, объединявшій въ себѣ цвѣтъ всей Европейской аристократіи, Павелъ I-й стремился показать міру издревлѣ признаваемое Христіанствомъ служеніе Императора какъ Вселенскаго Базилевса, и какъ Удерживающаго тайну беззаконія, равно какъ и «Внѣшняго Епископа Церкви», объединяющаго народы для противостоянія Богоотступничества (апостасіи).

Покровительство Ордену было обусловлено и стратегическими интересами: имѣя военную базу на островѣ Мальта, Россія получала выходъ на Средиземное море.

Самъ же Орденъ, отъ начала имѣвшій анти-масонскую направленность, на моментъ принятія Павломъ I-мъ предложеннаго Ему самими Мальтійцами титула Великаго Магистра, уже не былъ ни чисто католическимъ (поскольку съ вхожденіемъ въ орденскія владѣнія въ концѣ XVII-го столѣтія Острожскаго маіората въ Орденъ уже былъ открытъ доступъ Православнымъ христіанамъ), ни чисто монашескимъ (такъ какъ уже ранѣе многіе рыцари получали разрѣшенія отъ целибатства, то есть перестали быть монахами).

Рыцари-іоанниты имѣли право самостоятельно избирать Магистра, который обладалъ не только духовнымъ саномъ, но и титуломъ свѣтскаго монарха. Титулъ Свѣтлѣйшаго владѣтельнаго князя вручался не отъ Папы, а отъ Императора Священной Римскомъ Имперіи, коимъ являлся Германскій Императоръ. По сути дѣла, Папа лишь формально утверждалъ избраннаго рыцарями Магистра, и Императоръ Павелъ могъ обращаться за утвержденіемъ своего избранія къ Папѣ, не какъ къ духовному главѣ католическаго міра, а какъ къ юридическому свѣтскому владѣтелю (владѣтелю «Патримонія святаго Петра», по такъ называемому «Константину дару» — завѣщанію, оставленному якобы Императоромъ Константиномъ Великимъ Римской каѳедрѣ), отдавая дань древнимъ традиціямъ Ордена. Кромѣ того, Императоръ, будучи Православнымъ христіаниномъ, окончательно отмѣнилъ съ установленіемъ Великаго Россійскаго Пріорства и освобожденіемъ всѣхъ рыцарей отъ обѣта безбрачія былой статусъ Ордена какъ духовнаго, монашескаго и католическаго, и превратилъ его въ рыцарско-корпоративный.

Но уже въ 1810-мъ году Своимъ Указомъ Императоръ Александръ I конфисковалъ казну Россійскаго Великаго Пріората. Владѣнія командорствъ, включая родовыя, были уничтожены, орденскія зданія и имущества отобраны въ Казну.
Но уже въ 1810-мъ году Своимъ Указомъ Императоръ Александръ I конфисковалъ казну Россійскаго Великаго Пріората. Владѣнія командорствъ, включая родовыя, были уничтожены, орденскія зданія и имущества отобраны въ Казну.

20-го января 1817 года Императоръ Александръ I утвердилъ резолюцію Совѣта Министровъ, запрещавшую награжденіе одного изъ офицеровъ, а за нимъ и всѣхъ прочихъ, Мальтійскимъ крестомъ. Однако, поскольку Александръ I-й не принялъ титула Великаго Магистра, то, естественно, никакія преобразованія внутри Сувереннаго Ордена проводить онъ не могъ, да и не пытался провести, а данный актъ лишь исключалъ Мальтійскій Крестъ изъ числа наградныхъ кавалерскихъ орденовъ Россіи и свидѣтельствовалъ — въ нарушеніе отцовской воли и обѣщанія Россійскаго Императора — о разрывѣ заключенной «на вѣчныя времена на Себя и Преемниковъ Своихъ» конвенціи, подписанной Павломъ I-мъ. До 1917 г. Россійская Имперія поддерживала съ Мальтійскимъ Орденомъ только дипломатическія отношенія. Тѣмъ не менѣе, всѣ Россійскіе Императоры, вплоть до Вѣнценоснаго Мученика Николая II-го (включая и Императора Александра III-го) были почетными бальи Ордена, а Императоръ Николай I-й никогда не выходилъ изъ Ордена святаго Іоанна.

Такимъ необычными мѣрами Императоръ Павелъ I-й стремился укрѣпить, какъ Онъ полагалъ, Православную Церковь и преодолѣть разрывъ между Церковью и обществомъ, возникшій послѣ Петровскаго Духовнаго Регламента. Обмірщенію общества было также противопоставлено единство духовнаго и государственнаго начала въ Орденѣ, гдѣ дворяне не приносили рыцарскіе обѣты служенія Церкви и Государю. Впослѣдствіи именно Православные рыцари — среди которыхъ были, напримѣръ, атаманъ Платовъ, генералы М. А. Милорадовичъ, Кутайсовъ, П. И. Багратіонъ и другіе — стали во главѣ войскъ, отразившихъ Наполеоновское нашествіе «дванадесяти языкъ», финансируемое Ротшильдами.

Одна изъ цѣлей Пріорства состояла въ томъ, чтобы обезпечить естественный оттокъ изъ масонскихъ ложъ подданныхъ, среди которыхъ были такіе преданные Престолу люди, какъ А. В. Суворовъ, М. И. Кутузовъ, будущій митрополитъ Санктъ-Петербургскій Михаилъ (Десницкій). Однако, Государю не удалось вѣрно разсчитать Свои силы и окружить Себя преданными сторонниками.

Во внутренней политикѣ, какъ Монархъ, Павелъ Петровичъ чувствовалъ отвѣтственность за каждаго подданнаго. Отеческую заботу онъ проявлялъ о простомъ народѣ, предпринимая шаги по предоставленію крестьянамъ большей свободы и сразу завоевалъ сердца Православнаго народа. Снижается цѣна на хлѣбъ, запрещается продажа дворовыхъ людей и крестьянъ безъ земли. Запрещается принуждать къ работѣ крѣпостныхъ по праздничнымъ и воскреснымъ днямъ, устанавливалась трехдневная барщина. Государь лично вынималъ почту изъ особаго почтоваго ящика, въ который свое посланіе могъ опустить любой человѣкъ. Населеніе же Россійской Имперіи составляло тогда 36 милліоновъ человѣкъ.

Когда до Императора дошли извѣстія о неправедно томящемся въ заточеніи вѣщемъ монахѣ Авелѣ (память 29 ноября), Онъ вызываетъ его къ Себѣ и проситъ раскрыть Его судьбу и судьбу Его Имперіи. Узнавъ о страшныхъ потрясеніяхъ, которыя ожидаютъ Русскій народъ, Императоръ пишетъ Своему будущему потомку Николаю II письмо-предупрежденіе, въ которомъ проситъ Его принять мѣры и не допустить грядущаго жидовскаго ига надъ Русью. Это письмо запечатывается и кладется въ особую шкатулку въ особой же комнатѣ, войти въ которую заповѣдано будущему Императору Николаю II ровно черезъ 100 лѣтъ.

При содѣйствіи митрополита Платона (Левшина) Государь ратовалъ о присоединеніи старообрядцевъ къ единовѣрію. Заботясь о просвѣщеніи, Онъ основалъ Дерптскій Университетъ.

При немъ, генералиссимусъ А. В. Суворовъ совершилъ свой побѣдоносный Итальянскій походъ. Императоръ готовился лично торжественно встрѣтить генералиссимуса Суворова. Гвардія при Императорѣ должна была отдавать Суворову честь. Подъ колокольный звонъ ему предстояло поѣхать въ Зимній Дворецъ, гдѣ на молебнѣ ему предполагалось возгласить многолѣтіе. Вечеромъ во всемъ городѣ должна была быть иллюминація и на Невѣ фейерверкъ.

Однако, Монархъ не могъ до конца довѣрять А. В. Суворову: онъ былъ въ близкомъ родствѣ съ графомъ Зубовымъ (впослѣдствіи руководителемъ заговора и убійцей Императора), къ тому же, еще въ 1797-мъ году именно въ средѣ офицеровъ штаба Суворова созрѣлъ развѣтвленный заговоръ противъ Павла I, во главѣ съ Каховскимъ и Кряжевымъ. И хотя великій полководецъ отвергъ предложеніе Каховскаго двинуть войска противъ Императора, генералиссимусъ никому не сообщилъ о готовящемся заговорѣ, за что и былъ отстраненъ отъ командованія и отправленъ въ Кобринъ. Враги Императора и Россіи сумѣли настроить Павла I противъ великаго полководца и отмѣнить всѣ чествованія.

Россійскіе масоны во главѣ съ графомъ Паленомъ искусно сплетали заговоръ противъ Императора Павла I. Костякъ заговора составляли дѣятели послѣднихъ лѣтъ правленія Императрицы Екатерины, а именно наиболѣе коррумпированные изъ нихъ, занявшіе мѣсто у Трона послѣ кончины князя Г. А. Потемкина-Таврическаго, и омрачившіе въ глазахъ потомковъ конецъ Ея славнаго царствованія.
Россійскіе масоны во главѣ съ графомъ Паленомъ искусно сплетали заговоръ противъ Императора Павла I. Костякъ заговора составляли дѣятели послѣднихъ лѣтъ правленія Императрицы Екатерины, а именно наиболѣе коррумпированные изъ нихъ, занявшіе мѣсто у Трона послѣ кончины князя Г. А. Потемкина-Таврическаго, и омрачившіе въ глазахъ потомковъ конецъ Ея славнаго царствованія.

Суворовъ, явившійся въ Санктъ-Петербургъ въ ореолѣ Европейской славы, былъ страшенъ заговорщикамъ. Одинъ его авторитетъ, одно его присутствіе дѣлали невозможнымъ готовившійся заговорщиками государственный переворотъ. Хитроумно вызванная немилость Императора къ Суворову была, такимъ образомъ, лишь однимъ изъ звѣньевъ въ цѣпи заговора. Опала постигла и преданныхъ Государю графа Ѳеодора Александровича Ростопчина и графа Алексѣя Андреевича Аракчеева, кнутомъ били въ Новочеркасскѣ обвиненнаго въ измѣнѣ вѣрнаго тѣлохранителя Государя казачьяго офицера Грузинова, удалили изъ храма въ Херсонѣ прахъ князя Г. А. Потемкина, мѣсто погребенія коего особенно почитали старообрядцы и единовѣрцы. Графъ Паленъ такъ умѣло раздулъ враждебность довѣрчиваго въ Своемъ благородствѣ Императорѣ къ собственной женѣ Маріи Ѳеодоровнѣ, что Онъ наканунѣ переворота повелѣлъ забаррикодировать дверь, ведущую изъ Его спальни въ Ея покои.

Готовясь къ войнѣ съ Англіей — гнѣздомъ тогдашняго мірового масонства — Павелъ Петровичъ получилъ поддержку Французскаго Императора (de facto) и полководца Наполеона Бонапарта I-го (искавшаго примиренія и сближенія съ Россіей), къ которому обратился съ посланіемъ въ декабрѣ 1800 года (убѣдившись въ его стремленіи къ установленію законности и уваженія къ порядку, и поставивъ стратегическіе интересы Россійской Имперіи выше принциповъ легитимизма, но не скрывая и своего братскаго отношенія къ свергнутому королю Людовику XVIII-му).

Государь отдалъ 12-го января 1801 года приказъ атаману Войска Донского сіятельному графу Орлову «черезъ Бухарію и Хиву выступить на рѣку Индусъ». 30 тысячъ Казаковъ съ артиллеріей пересѣкли Волгу и пошли черезъ Казахстанъ. Въ основу этого похода были положены совмѣстныя дѣйствія Русскаго и Французскаго корпусовъ. Командиромъ этой объединенной арміи былъ назначенъ, по просьбѣ Павла I, генералъ Массена, корпусъ котораго долженъ былъ черезъ Черное море соединиться съ 35-тысячной Русской Арміей въ Астрахани.

Императоръ былъ увѣренъ въ успѣшномъ завершеніи плана разгрома Англіи въ Индіи. И хотя планъ этотъ хранился въ глубокой тайнѣ, англичане узнали о немъ. Это привело съ одной стороны — къ паденію 2-го февраля 1801 года правительства Питта, а съ другой стороны — къ напряженію до предѣла отношеній съ Россіей.

Вскорѣ, въ ночь на 11-е марта 1801 года (въ возрастѣ 46-ти лѣтъ), Императоръ Павелъ Петровичъ былъ убитъ заговорщиками — членами одной изъ Англійскихъ масонскихъ ложъ (обманомъ заручившимися поддержкой Наслѣдника Александра I-го) — въ Михайловскомъ замкѣ въ своей спальнѣ. Впослѣдствіи на мѣстѣ опочивальни Павла I въ Михайловскомъ дворцѣ устроили церковь, а на самомъ мѣстѣ убійства воздвигли алтарь.

На первомъ этапѣ заговора принималъ участіе Англійскій посолъ Уитвортъ. Руководили заговоромъ, обласканный Императоромъ Павломъ графъ Паленъ, братья Зубовы и генералъ Бенигсенъ.

Охранявшіе замокъ караульные изъ Преображенскаго полка предали своего Императора, а вѣрные Ему рыцари были отосланы въ Гатчину. Охрана у спальни пыталась оказать сопротивленіе, но была быстро подавлена превосходящимъ числомъ нападавшихъ. Когда цареубійцы ворвались въ Его покои и съ угрозами потребовали подписать отреченіе отъ Престола и тѣмъ спасти свою жизнь, Государь выхвалилъ шпагу изъ ноженъ и со словами: «Я умру вашимъ Императоромъ!» — вступилъ въ неравный бой, принявъ мученическую кончину за Свой подвигъ Царственнаго служенія.

Погребенъ Императоръ Павелъ Петровичъ въ Петро-Павловскомъ соборѣ Санктъ-Петербурга. Никто изъ заговорщиковъ не былъ наказанъ.

Государя Императора Павла I петербуржцы почитаютъ какъ мѣстночтимаго праведника, несшаго подвигъ Царскаго служенія до мученической смерти. Къ Нему обращаются за молитвенной помощью и служатъ Ему панихиды въ случаяхъ несправедливыхъ обидъ и гоненій, незаслуженныхъ преслѣдованій. На его могилѣ задокументировано болѣе трехсотъ случаевъ исцѣленій.

И сейчасъ существуетъ благочестивый обычай совершать панихиды по непрославленному пока офиціально, но почитаемому въ народѣ святымъ, Царю-мученику Императору Павлу, который не оставляетъ безъ помощи молящихся за Него, молясь за нихъ передъ Престоломъ нашего Отца Небеснаго.

Понравилась статья? - подпишитесь и узнаете еще много интересного. Информационно-познавательный канал DO 100 VERNO https://www.youtube.com/channel/UCB9V8-g_LVyk_DZ90YXxjEQ?view_as=subscriber

http://www.russportal.ru/index.php?id=monarchy.emperor_paul01&fbclid=IwAR0MToNNP7HuyRFrwIHefQZTK3vSNDOM8XZSumCEROmKmazscwKatEpELP8