Найти тему
Киноа: кино + архитектура

«Берлин Шамиссоплац» и урбанистика. Часть 2. Реновация и сквоттинг

Оглавление

Урбанистический взгляд на фильм «Берлин Шамиссоплац» Рудольфа Томе, яркого представителя нового немецкого кино, работы которого практически не знакомы широкой публике. В первой части мы поговорили об истории и архитектуре площади Шамиссоплац в Берлине (ссылка внизу статьи). Сегодня речь пойдет о серьезных проблемах, которые поднимает Рудольф Томе в своем фильме: реновация и жилищный кризис в Берлине в 80-е.

Площадь Шамиссоплац в Берлине
Площадь Шамиссоплац в Берлине
Начало - здесь:
Часть первая. Топография. Площадь Шамиссоплац и окрестности.

Часть вторая. Реновация и сквоттинг

Сначала депрессивный криминальный район вблизи Берлинской стены, Кройцберг скоро превратился в очень живую и творческую городскую территорию. Примерно после 1975 здесь развернулась настоящая борьба между землевладельцами и квартиросъемщиками. Цены на аренду начали расти, а жилья на всех не хватало. Новое жилье, конечно, строилось, но было доступно только обеспеченным горожанам. Дорогие квартиры пустовали, при этом неплатежеспособные жильцы становились бездомными. Так возникло движение сквоттеров, которые занимали дома и вели борьбу с городскими властями.

Шамиссоплац. Кадр из фильма
Шамиссоплац. Кадр из фильма

Сквоттинг - самовольное заселение здания не на юридическом основании, а в силу фактического проживания

Фильм снимался в разгар жилищного кризиса. Если внимательно приглядеться, на фасадах под окнами висят самодельные транспаранты против реновации. Жильцы понимают: если освободить дома для капремонта и благоустройства, после «улучшения жилищных условий и качества жилищного фонда» цены взлетят настолько, что больше они сюда никогда не вернутся.

Жилищный кризис в Кройцберге, 1980. Фото: Jochen Moll, Bildarchiv Preußischer Kulturbesitz
Жилищный кризис в Кройцберге, 1980. Фото: Jochen Moll, Bildarchiv Preußischer Kulturbesitz

Еще немного — и начнутся не просто мирные, но уже вооруженные протесты и демонстрации с коктейлями Молотова и драками. В декабре 1980 начался массированный штурм сквотов, многих арестовали, были раненые. Прежде чем о кризисе всерьез заговорили крупные СМИ, движение приобрело общенациональный характер. Вслед за Берлином начались выступления в других городах, а на сквоттеров, активистов и сочувствовавшим им журналистов стали заводить уголовные дела по обвинениям в терроризме. После просмотра фильма «Берлин Шамиссоплац» запоминаются лиричные песни под аккомпанемент рояля и созерцательное путешествие в Италию по следам Гете, но проблема, которую поднимает Рудольф Томе, свидетель событий, намного серьезнее романтики и студенческих посиделок за подготовкой газет с левыми лозунгами.

Работа над газетой. Кадр из фильма
Работа над газетой. Кадр из фильма

Увы, проблема не решена до сих пор. В 2011 году в газете «Тагесшпигель» (с которой, кстати, в качестве кинокритика сотрудничал Рудольф Томе в 70-е) вышла статья под названием «Монополия в районе Шамиссо». Инвесторы-кровососы (так их ласково называют местные жители) спекулируют на отреставрированных старых зданиях Кройцберга. Те, кто пережил первую реконструкцию в 80-е, сейчас находятся в подвешенном состоянии: богатые инвесторы по одному вытесняют старых арендаторов. Новые домовладельцы закон не нарушают, им не нужны скандалы, они просто «покупают» добровольный исход старых жильцов в другие районы города (или в никуда). Как сквоттеры 80-х, современные жители Шамиссоплац вынуждены объединяться, отслеживать объявления об арендах и продажах — и готовиться к новым митингам и демонстрациям.

Жилищный кризис в Кройцберге в наши дни. Фото: Financial Times
Жилищный кризис в Кройцберге в наши дни. Фото: Financial Times

Что будет с героями фильма завтра? Рудольф Томе об этом не говорит напрямую, финал открыт, но, во-первых, мы уже знаем, что через несколько месяцев после окончания съемок начнутся вооруженные конфликты, а во-вторых, будущее Мартина и Анны прочитывается из самого фильма. Завтра герои проснутся в других обстоятельствах: его, скорее всего, уволят за разглашение левой газете внутренней корпоративной информации, а она, вероятно, съедет на новое место подешевле, потому что платить за комнату на Шамиссоплац не сможет.

Диалог из фильма:

— Что вы изучаете?
— Социологию.
— Тогда вы останетесь безработной.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Как видно, «Берлин Шамиссоплац» — фильм злободневный, актуальный, в котором заложено несколько смысловых пластов. Параллель с фильмом «Все работы Вермеера в Нью-Йорке» Джона Джоста, который мы смотрели в прошлом году, напрашивается сама собой: за ширмой обыкновенной «истуар д’амур» скрыты политические и социальные аспекты, реальные экономические проблемы и история города.

Продолжение следует...

Часть первая. Топография. Площадь Шамиссоплац и окрестности.

Часть 3. Джентрификация

Часть 4. Не-классовая борьба

--------------------

  • подписывайтесь на наш канал в Дзене
  • ищите странички киноклуба в соцсетях: Facebook и ВКонтакте
  • читайте наши статьи на платформе syg.ma
  • смотрите кино из нашего списка на сервисе MUBI