В развитых зарубежных странах стать пациентом очень непросто, хоть к услугам граждан бесплатная и развитая система здравоохранения. Врачей мало и к ним не попасть по первому желанию, и по второму тоже не удастся, а там и проблема исчезнет. Плановой госпитализации ждут не две недели, как россияне, а полгода. Зарубежные министерства здравоохранения, конечно, обеспокоены, но без нервозности и проблему дефицита кадров рассматривают через призму научно-практического подхода.
В Финляндии тоже страшный дефицит врачей, и застарелую кадровую проблему решить не получится никогда - всё равно у доктора будет недостаточно времени на пациента. «В 50-е годы требовалось 50 лет, чтобы увеличить объём медицинских знаний в 2 раза. В 1980-м на это уходило 7 лет, в 2010-м – всего 3,5 года, а по прогнозу на 2020 год объём медзнаний будет удваиваться каждые 73 дня», - констатирует бизнес-директор Финского научно-медицинского общества DUODECIM Тимо Хайконен.
Для выхода из тупиковой ситуации финны сосредоточились на клинических руководствах и их цифровом варианте – системе контекстуальной поддержки клинических решений EBMeDS, в которой сегодня участвует 90% врачей. «Искусственный интеллект даст сокращение количества ошибок. Сейчас Следственный комитет приравнял врачебные ошибки к уголовным преступлениям. Это такое современное использование мощи правоохранительных органов, чтобы ещё одна отрасль дрожала, когда они появляются. Но врачи – люди. И, как все люди, они тоже ошибаются», – считает академик Григорий Ройтберг.
Внедрение системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР) и следование протоколам способны снизить частоту врачебных ошибок. «Пятнадцать лет назад в США регистрировалось 98 тысяч ятрогенных смертей. Из них до половины было связано с лекарственными назначениями… Благодаря внедрению СППВР им удалось сократить ошибки, особенно фатальные, которые приводят к смерти или к тяжёлым осложнениям, приблизительно в три раза», – сослался академик на зарубежный опыт.
Минздрав активно борется за информатизацию рабочего места врача, но пока без особой результативности. Приказов сверху и работающей электроники мало, нужна личная заинтересованность администрации больницы в следовании спасительным курсом СППВР. Как уверен академик Ройтберг: «Сегодня никакой заинтересованности экономической, моральной у главного врача нет. Есть люди, которые просто любят свою работу. Они есть в Москве, и на них надо рассчитывать. Если говорить о государстве, то оно должно воссоздать условия, при которых тот, кто не любит, постепенно должен был бы вытесняться. Но пока такой системы нет».
mirVracha.ru - для врачей у нас еще мнОго интересного!
А также по теме:
Дефицит цифровой гигиены
Исчезновение накопленной медицинской информации и остановка подключённого к единой госпитальной сети медицинского оборудования – не только страшный сон программистов, это реальная угроза здоровью и жизни пациентов. Российский сегмент Интернета был одним из самых вовлечённых в новую вирусную болезнь WannaCry – на него обрушилось больше половины атак, направленных против 150 стран…
На подлёте к профессии
«В Москве развиваются информационные технологии в области здравоохранения. Давно уже известна система ЕМИАС для записи к врачу, электронные рецепты, электронные карты больных и так далее. Это и системы образования, которые включают в себя проход в школу, питание, дневники. Сегодня разрабатывается целая система нового поколения информатизации школ», - рассказал городской глава…
Григорий Ройтберг: главврачей, заинтересованных в информатизации, – мало (medvestnik.ru)
Секундное дело (medvestnik.ru)