Найти в Дзене

Императорский гараж Николая Второго. На чем любил ездить последний русский царь?

Несмотря на то, что мировое автомобилестроение только начало становиться популярным, к марту 1917 года императорский гараж насчитывал более 56 единиц техники. Им пользовался не только сам Император Всея Руси и его семья, но и придворные и вся свита. Ни один из европейских монарших автопарков не имел такого количества автомобилей. Даже у американского президента было всего 10 машин. Первые авто в России появились в 1890-х и катались на них в основном помещики и предприниматели. Высшая же власть долго с опаской относилась к новинкам и предпочитало передвигаться на конных повозках и верхом. Даже в поездки с визитами брали верховых лошадей для Императора и кареты для императрицы и свиты. Первые попытки барона Фредерикса пересадить двор на самоходные повозки, развивающие скорость до 30 километров в час так же не увенчались успехом по той простой причине, что автомобиль постоянно ломался, стоило Императору сесть в него. А вот попытка графа Орлову увенчалась успехом. В самом начале 20 века

Несмотря на то, что мировое автомобилестроение только начало становиться популярным, к марту 1917 года императорский гараж насчитывал более 56 единиц техники. Им пользовался не только сам Император Всея Руси и его семья, но и придворные и вся свита. Ни один из европейских монарших автопарков не имел такого количества автомобилей. Даже у американского президента было всего 10 машин.

-2

Первые авто в России появились в 1890-х и катались на них в основном помещики и предприниматели. Высшая же власть долго с опаской относилась к новинкам и предпочитало передвигаться на конных повозках и верхом. Даже в поездки с визитами брали верховых лошадей для Императора и кареты для императрицы и свиты.

Первые попытки барона Фредерикса пересадить двор на самоходные повозки, развивающие скорость до 30 километров в час так же не увенчались успехом по той простой причине, что автомобиль постоянно ломался, стоило Императору сесть в него.

Барон Владимир Фредерикс
Барон Владимир Фредерикс

А вот попытка графа Орлову увенчалась успехом. В самом начале 20 века он приобрел и подарил в распоряжение Императора легкий паровой кабриолет. Автопоездки так пришлись по душе Императору, что с этого времени он стал ярым автолюбителем. Не проходило дня, чтобы Николай не сел за руль.

-4

В 1905 году вдоволь накатавшись, император поручает Орлову купить для нужд двора еще несколько автомобилей. Делоне-Белвиль стали первыми обитателями имперского гаража. Позже для свиты были приобретены Мерседесы, а для коменданта и его хозяйственных нужд был куплен Бенц.

Такое количество автомобилей уже нуждалось в полноценном хранении. Для этого начали строить гаражи в Царском селе в непосредственной близости от казарм конвоя. В 1906 году гаражи уже были в Петербурге и Петергофе, а через пять лет появился гараж и на царской даче в Ливадии. Коллекция же автомобилей регулярно пополнялась.

Гараж в Ливадии
Гараж в Ливадии

Разряды императорского гаража.

Все автомобиль имперского гаража делились на три разряда. Непосредственно для императора и его семьи, потом машины для свиты и приближенных, а уж дальше шли автомобили коменданта и хозяйственных служб.

В среднем на нужды гаража тратилось по 58 тысяч рублей в год. Это очень немаленькая сумма. Также финансовых вложений требовала и эксплуатация автомобиля: зарплата водителю, ремонт, замена расходников, топливо, смазка.

Позже была открыта школа шоферов и введена даже специальная униформа для водителей со знаками отличия. Постепенно в заботах о безопасности Императора и его семьи были внедрены специальные сигналы, кортежи охраны.

-6

В императорском поезде теперь был добавлен вагон-гараж, который вмещал 5 автомобилей. Он также вмещал купе для водителей, места для ремонта и обслуживания автомобилей, а так же запас горючего и смазочных масел. Таким образом автомобили отправлялись путешествовать вместе с императором и его семьей, когда требовалась длительная поездка на поезде.

-7

Водитель Императора Кегресс проявил себя не только как отличный водитель, но и как конструктор. Именно благодаря его техническому гению в автопарке императора появились полугусеничные машины способные передвигаться по заснеженным дорогам России.

-8