Найти в Дзене
Princeps

Германский милитаризм

Немцы на протяжении всей истории воевали. Начиная от столкновений с Римом, заканчивая Второй Мировой войной. Но в чем же причина германского милитаризма, который особенно ярко себя проявил в период с 1870 по 1945 годы? Как ковался дух милитаризма в германских землях и сердцах? В 1871 году произошло объединение Германии на базе Прусского королевства, чей военный дух и традиции стали распространяться на всю остальную Германию. Именно Пруссия играла решающую роль в милитаризме Германии. Отто фон Бисмарк говорил: Германия возлагает надежды не на либерализм Пруссии, а на её могущество … Великие вопросы эпохи решаются не речами и не постановлениями большинства — это была величайшая ошибка 1848—1849 годов, — а железом и кровью Некоторые историки отмечают, что прусский милитаризм имеет давние исторические корни. Его истоки берут своё начало ещё в нашествии тевтонских рыцарей. Будучи в меньшинстве, тевтонские рыцари не были поглощены местным народом. Скорее наоборот, они впитывали в собствен

Немцы на протяжении всей истории воевали. Начиная от столкновений с Римом, заканчивая Второй Мировой войной.

Но в чем же причина германского милитаризма, который особенно ярко себя проявил в период с 1870 по 1945 годы? Как ковался дух милитаризма в германских землях и сердцах? В 1871 году произошло объединение Германии на базе Прусского королевства, чей военный дух и традиции стали распространяться на всю остальную Германию. Именно Пруссия играла решающую роль в милитаризме Германии. Отто фон Бисмарк говорил:

Германия возлагает надежды не на либерализм Пруссии, а на её могущество … Великие вопросы эпохи решаются не речами и не постановлениями большинства — это была величайшая ошибка 1848—1849 годов, — а железом и кровью

Некоторые историки отмечают, что прусский милитаризм имеет давние исторические корни. Его истоки берут своё начало ещё в нашествии тевтонских рыцарей. Будучи в меньшинстве, тевтонские рыцари не были поглощены местным народом. Скорее наоборот, они впитывали в собственную военную культуру местное население. А с течением времени правящий класс ордена утратил связи с остальной Германией, за исключением языка. Однако со временем Тевтонский орден постиг упадок после войн с Польшей и Литвой. Поражение в Грюнвальдской битве в 1410 году стало отправной точкой.

Государство Тевтонского ордена возникло на костях порабощенных рыцарями литовских и славянских народов, как военно-колониальное государство. Во многом этот дух передался и Пруссии, образованной в 1525 году на землях ордена великим магистром Тевтонского ордена Альбрехтом Бранденбургским, перешедшим в протестантизм под влиянием идей реформации. Сама же Пруссия стала первым протестантским государством в Европе.

Тридцатилетняя война 1618 – 1648 годов стала серьёзным вызовом для германских земель и Пруссии. Начавшись, как религиозный конфликт, война переросла в противоборство с гегемонией Габсбургов в Европе и была одним из самых серьёзных конфликтов в западной истории.

На территории Германии от войны, голода и эпидемий погибло около 40 % сельского населения и около трети городского. Распределение потерь было неравномерным. Особенно сильно пострадали регионы, где проходили или останавливались армии. В затронутых войной областях Мекленбурга, Померании, Пфальца, в частях Вюртемберга и Тюрингии убыль населения значительно превышала 50 %, а местами — и 70 %.

Эта война поставила перед Пруссией и прочими германскими землями нужду иметь сильную армию, способную отстоять суверенитет страны. Несомненно, это сказалось на духе населения. После философия милитаризма долго сохранялась, хотя в ней не было нужды.

Позже Пруссия стала уникальна тем, что количество войск относительно населения была куда больше, чем во Франции, России или Австрии. Это значительно повлияло на государственный строй страны и огромную роль армии в ней. Большая часть бюджета уходила на армию даже в случае, когда войны не было. Кроме того, армия стала состоять практически из аристократии — юнкеров. Юнкера и армия стали синонимами. Пруссия стала военным государством, а её армия воплощением милитаризма. Последующее могущество Пруссии и единство Германии ковалось в горниле войны.

После объединения Германии, Пруссия сохранила абсолютное господство в новом государстве. Императорская корона нового империи была унаследована от короны Гогенцоллернов. Военные учреждения сохраняли в своих руках значительную часть власти. Они оказывали значительное влияние на политику нового государства. Армия продолжала расти. В 1874 году решением рейхстага численность армии в мирное время была увеличена 350 до 402 тыс. человек. Был принят закон о всеобщем ополчении. Военные добились принятия закона о септеннате, который утверждал расходы на армию на семь лет вперёд. Это давало большую свободу армии, избавляло от контроля со стороны рейхстага. В 1880 году действие этого закона было продлёно. За 20 лет численность армии увеличилась наполовину, когда население лишь на четверть. Рост промышленности также играл роль в усилении армии.

Важное значение имел генеральный штаб Пруссии, где разрабатывались планы превентивной войны против России и Франции. Со штабом поддерживали тесную связь военные союзы, которые проводили пропаганду милитаризма, дабы оправдать гонку вооружений напряженной ситуацией.

В XX веке Пруссия в составе Веймарской республики, которой стала Германия в период с 1919 года по 1933, продолжала сохранять своё господство. Например, никакие территориальные переустройства в пределах республики не могли происходить без согласия Пруссии.

Во время Третьего Рейха Пруссия продолжала находиться на особом положении. Её имперским наместником был сам Адольф Гитлер, а министром-президентом Герман Геринг.

1 марта 1947 года Контрольным советом Германии официально было заявлено о том, что Прусское государство «являлось источником милитаризма и реакции в Германии», и поэтому Пруссия перестала существовать.