Пока в мире бушует коронавирус, а Илон Маск наслаждается заслуженной славой (или незаслуженной, тут у каждого свое мнение), вспомним два других космических имени. И одну очень важную дату.
Юрий Гагарин и Сергей Королев. Самые главные люди. Конечно, были тысячи и тысячи других самых главных людей — изобретатели, инженеры и конструкторы, физики и химики, слесари и сталевары, механики и рабочие, врачи и ученые, простые советские люди, — все, кто сделал возможным главную космическую дату — 12 апреля 1961 года.
"Он сказал: поехали, он взмахнул рукой..."
Немного запоздало, но... С Днем Космонавтики, друзья!
А это моя любимая фотография Гагарина. Очень простая и уютная.
А вот еще одна фотография.
Кто тут крутой? Юра крутой! :)
Нет, это не монтаж, реальный снимок (только раскрашенный, чтобы был виден цвет машины. В данном случае это важно). Я не смог пройти мимо.
Мы уже забыли, как это было. Для нас космос - уже что-то обычное, чуть ли не рядовое. А тогда, в те годы... Первый космонавт планеты Земля был практически всемирной рок-звездой. Улыбку Юрия Гагарина обожал весь мир. И это не преувеличение. Огромные толпы людей встречали его
В 1965 году Гагарин побывал во Франции. Там он посетил экспозицию концерна Bonnet, производившего ракетно–космическую технику и попутно занимавшуюся выпуском автомобилей. Там первому космонавту очень понравился автомобиль Matra Jet VS (фирма Matra принадлежала космическому концерну Bonnet) необычного голубого цвета. Воистину космическая машина по дизайну и мощи. Садись за руль, педаль в пол и сразу на орбиту!
Когда Гагарин вернулся в Москву, его ожидал подарок – та самая спортивная Matra небесно–голубого цвета. При этом по улицам Москвы обтекаемая «француженка» проехала всего несколько раз. Можно решить, советский космонавт чувствовал себя неловко в этом шикарном автомобиле, хотя и машины и скорость очень любил... Но нет. Мне кажется, Гагарин в первую очередь был скромным человеком.
После гибели первого космонавта машину хранили в Звездном городке. В начале 90–х годов машину продали известному литовскому коллекционеру автомобилей, у которого знаменитый спорткар несколько раз пытались угнать.
Видимо, всем нужен настоящий космический автомобиль.
===
А теперь немного о другом (хотя тоже о Гагарине и его скромности). Я нашел интересную сравнительную таблицу "Критерии отбора космонавтов" (1961 - настоящее время).
Непросто выбрать первого человека для полета в космос, верно? А ведь чтобы набрать первый отряд космонавтов, прошерстили все военные авиаполки и летные соединения Советского Союза.
Очень забавно и наглядно, но допущено несколько ошибок в критериях для зари космонавтики. Вернее, пропущены два важных критерия. Кто угадает?
Даю подсказку — что объединяет таких людей, как Гагарин (1-ый космонавт), Титов (2-й космонавт), Комаров (погиб во время возвращения на землю)? Кроме физических кондиций и летных навыков?
Все трое были основными кандидатами на первый пилотируемый полет. В итоге полетел Юрий Гагарин. А мог полететь Титов или Комаров, окажись у Гагарина в тот день легкий насморк...
Ответ:
Дело в именах и фамилиях. Попробуйте написать Гагарин, Титов и Комаров латиницей. Попробовали?
У них буквы в фамилиях не содержат Ч, Щ, Ы и тому подобных, а потому однозначно и без потерь транслитируются в инглиш.
Gagarin, Titov, Komarov (или, как любят писать на западе: Titoff, Komaroff).
Первый полет человека в космос — это очень важное политическое событие. Тут промахов быть не должно. И поэтому даже газетные опечатки иностранных СМИ лучше свести к минимуму.
А еще очень важны имиджевые вещи на тот момент — русые волосы, серые или светло-карие глаза, славянский тип, отличная улыбка.
Для контраста, характерный типаж американских астронавтов того же времени:
- Англо-саксонский тип
- Коренной американец
- Возраст 30-40 лет
- Рост в среднем 180 см.
- Шатен или рыжеватые волосы
- Глаза голубые или светлые.
Вернемся к нашим космонавтам. И еще один важный момент. Тот самый Критерий номер 3.
В чем Гагарин, в сущности, обошел Титова — устойчивость к славе. Способность не зазвездиться, крепкий моральный стержень. То есть, это оценивалось уже на стадии отбора и подготовки в отряде. Это я сужу по дневникам Каманина, командира группы космонавтов.
Можно добавлю: лидерские качества. Это пригодилось бы после удачного полета. Тут как раз вели Гагарин и Титов (Титов даже опережал).
Герман Титов был основным кандидатом вместе с Гагариным — до последнего момента. Я читал записки начальника группы космонавтов Каманина — так даже в последний день, перед стартом, оставалась возможность, что полетит Титов. На стартовый комплекс Гагарин и Титов приехали оба и оба же надели скафандры.
Кстати, традиция помочиться на колесо автобуса -- на удачу -- везущего космонавтов на стартовый "стол", появилась именно в тот день, 12 апреля 1961 года.
А потом Гагарин сказал "Поехали!" и вернулся на Землю рок-звездой.
Вопрос: А могло ли быть вызвано смягчение требований к самим космонавтам модернизацией скафандров и другого оборудования?
Скорее, мы больше узнали о воздействии невесомости и космического излучения на людей. До первого полета Гагарина никто не знал, как космос повлияет на человека. Полная неизвестность.
Это сейчас кажется просто: взял и полетел. Что тут такого? Мы же знаем, что все в итоге закончилось хорошо.
А тогда -- никто не знал.
Поэтому это и называется подвиг.
А ниже по ссылке можно проследить весь полет Гагарина в реальном времени, по секундам, слушая реальные переговоры космонавта номер 1 и Сергея Королева. Советую, выберите время и послушайте. Очень впечатляет:
https://yandex.ru/?cover=gagarin