В России выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения. Национальное водительское удостоверение выдается на десять лет, а международное на срок до трех лет, но не более чем на срок действия национальных прав. Несколько лет назад у депутатов Госдумы была идея увеличить срок действия международных прав, однако это невозможно, поскольку 3х летний срок установлен не российскими законами, а Венской Конвенцией о дорожном движении.
Но наверняка многие замечали, что часть информации в наших внутренних правах переведена на латиницу. В этой связи логичный вопрос, нужны ли вообще международные права?
В Интернете на различных форумах информация противоречивая, кто-то ездит без проблем с российскими внутренними правами, а кого-то якобы останавливали и привлекали к ответственности.
Обратимся к первоисточнику, которым является Венская Конвенция о дорожном движении. На сегодняшний день ее участниками являются 89 стран, это практически все самые популярные направления Европы, Азии и Америки, включая Турцию, Грецию, Испанию, Тайланд и Вьетнам. Полный список стран по ссылке: treaties.un.org>UNTC.
Конвенция также предусматривает национальные и международные водительские удостоверения. Требования к удостоверениям сформулированы в статье 41. По редакции Конвенции, действовавшая до 2004 года, любое национальное водительское удостоверение, составленное на национальном языке, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом, признавалось всеми странами-участницами Конвенции законным, обоснованным и достаточным для допуска к вождению на территории любой из стран-участниц. С 2004 года положения Конвенции в части статуса водителей существенно изменились. Теперь признаются только международные водительские удостоверения и национальные водительские удостоверения, оформленные с учетом требований к содержанию и языку составления, установленным приложением Конвенции. В частности, чтобы ездить с национальным водительским удостоверением необходимо:
Как видим наши водительские права составлены в полном соответствии с требованиями Конвенции к национальным водительским удостоверениям. Поэтому можем сделать вывод, что для тех, кто имеет водительское удостоверение нового образца (розовая пластиковая карточка, которая выдается с марта 1 марта 2011 года), международное водительское удостоверение не нужно для поездок в 89 стран, подписавших Венскую Конвенцию. Испытано на личном опыте. В Турции и Армении никаких проблем, ни с прокатными конторами, ни с полицией. Даже пару штрафов за превышение скорости удалось получить)
Кстати, аналогичные нормы действуют в России для иностранцев. Согласно положениям закона «О безопасности дорожного движения» иностранные граждане допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений. Исключения только для коммерческих перевозок и предпринимательских целей.
Но многие либо по привычке, либо чтобы полностью себя обезопасить, оформляют международное водительское удостоверение. Сегодня получить его не сложно, ни дополнительный экзамен, ни даже загранспаспорт для этого не требуются. Государственная пошлина за выдачу международных прав составляет 1600 рублей. Если подавать заявление в электронном виде через портал Госуслуг, то с учетом 30% скидки, необходимо оплатить 1120 рублей. Для получения требуется только фотография 35 x 45 мм (в цветном или черно-белом варианте, на матовой фотобумаге) и все.
Нужно при этом не забывать, что международное водительское удостоверение, это не самостоятельный документ, оно действует при условии, что предъявляется вместе с соответствующим российским водительским удостоверением. При этом россиянину передвигаться по России с международным удостоверением нельзя, только с обычными внутренними правами.