Дворец дожей был местом заседаний правительства Венецианской республики и высших судов, а также резиденцией дожа, главы республики. Это свидетельство политического и экономического могущества Светлейшей республики Венеции. Над дворцом работали выдающиеся архитекторы и художники, чьи произведения прославили этот великий город.
Центр Республики Святого Марка
Первым центром власти в Венеции был район, который по сей день называется Кастелло («замок»), напоминающий о тех временах, когда хрупкая республика нуждалась в укреплениях не только на окраинах, но даже в центре населенного города. В IX в. центр сместился к району Риальто, и с тех пор комплекс Дворца дожей и Собора Святого Марка являлись основой Светлейшей республики, как называли Венецию с VII по XVIII вв.
Империя дожей
Благодаря мореплавателям и торговцам небольшой город в лагуне стал сердцем республики. Во времена своего расцвета под ее флагом ходили суда от Черного моря до Ближнего востока, Адриатическое море считалось «венецианским озером», а сама Венецианская республика занимала Ионические острова, историческую область Далмацию, полуостров Истрию, а также значительную часть северной Италии. Венецианские торговцы достигали Дальнего Востока. Один из них, известный путешественник Марко Поло (1254-1324), добрался до Китая, благодаря чему Европа получила ценные сведения об этой стране. Без преувеличения можно сказать, что решения, которые принимались во Дворце дожей, месте заседаний правительства, влияли на весь средиземноморский регион.
Структура дворца
Дворец обладает почти квадратной схемой с двумя смотровыми площадками на площадь Святого Марка и пристань, где находятся большие административные залы (среди них зал Большого Совета), и «служебным» крылом около Дворцового канала. В торце этого крыла находятся апартаменты, куда переезжал дож сразу после избрания и где должен был находиться постоянно.
Апартаменты были поделены на две части: одна представляла собой несколько залов, предназначенных для заседаний разных органов правительства (например, цензоров, юристов, адвокатов, патрициев, Совета десяти), для приема посетителей и оформления государственных дел. Вторая часть представляла собой обычное жилое помещение для дожа. Еще одна сторона дворца закрыта южными стенами Собора Святого Марка, который в период республики служил часовней для дожа и только в 1807 г. при наполеоновском режиме превратился в кафедральный собор Венеции вместо старинной церкви Святого Петра в районе Кастелло.
«Против законов природы»
Немаловажным элементом экстерьера, приковывающим внимание к этому великому сооружению, является оригинальная архитектурная конструкция: нижнюю часть наполняют хрупкие колонны лоджий, и верхняя часть представляет собой обширную гладкую площадь, на которой выделяются лишь окна — это создает очень впечатляющий контраст, часто критикуемый многими архитекторами классического направления за неестественность. Известный архитектор Андреа Палладио выразил мнение, что структура дворца «противоречит законам природы», по которым тяжелая часть должна находиться внизу, а легкая — вверху.
Зал Большого Совета
Зал Большого Совета, расположенный на втором этаже дворца и оформленный в середине XIV в., был основой власти в республике, здесь проходили заседания и собрания знати, которая по традиции управляла республикой. Разрушенный ужасным пожаром в 1577 г., зал был отреставрирован и декорирован ведущими художниками той эпохи.
Выборы правителей
Согласно традиции, когда венецианские сенаторы направлялись за границу, они наделялись рангом «принца». Каждый из них мог стать дожем, если победит на выборах среди равных себе. Среди венецианских аристократов не использовались дворянские звания, а только nobil homo («дворянин», в сокращении NH), что давало им право занимать самые высокие государственные должности. Титул дожа был пожизненным и давал действительно королевские права, хотя военные преимущества, с которыми и связано происхождение данного слова, были быстро утеряны. Однако правитель республики находился под строгим контролем своих выборщиков, а имеющаяся власть была больше формальной, чем реальной.
Дож Марино Фальеро (1274-1355), который хотел монополизировать свое избирательное право и таким образом захватить власть, был казнен и проклят навсегда. Когда в XVI в. Якопо Тинторетто и его сын написали портреты всех дожей республики в зале Большого Совета, на месте портрета Марино Фальеро было размещено черное полотно с надписью о его позоре. Самыми заметными здесь являются работа Якопо Тинторетто и его сына Доменико «Рай» на задней стене и работа Веронезе «Апофеоз Венеции» на потолке.
Возродиться из пепла
Обширный комплекс периодически страдал от пожаров, которых было почти невозможно избежать из-за обилия деревянных элементов здания. Самые страшные пожары произошли в 1484 и 1577 гг., когда горел зал Большого Совета. После каждого разрушения начинались активные работы по реставрации, приводившие к частичным изменениям сооружения. К счастью, после пожара 1577 г. не было принято предложение, поддерживаемое многими архитекторами, — снести оставшиеся части и построить новый дворец. Было решено реконструировать дворец.
Средоточие венецианского искусства Дворец дожей — это необъятная и бесценная коллекция произведений искусства, в которую внесли свой склад многочисленные известные мастера. Для некоторых из них, таких как Якопо и Доменико Тинторетто, этот дворец является антологией творчества.
Здесь пышно декорированы даже кабинеты судов, например, зал Трех инквизиторов, которые, как казалось бы, были далеки от искусства.
Элементы и символы
Внешний вид Дворца дожей с двумя нижними этажами, поддерживаемыми двумя рядами хрупких колонн, символично напоминает сваи — ключевой элемент венецианской архитектуры. Но это не единственный символичный элемент. На фасаде, выходящем к площади Святого Марка, выделяются две колонны из красного, а не белого, мрамора: отсюда читали приговоры о смертной казни.
• В Зале коллегии дож и знать принимали послов. Среди находящихся здесь многочисленных картин отметим работы Веронезе и Тинторетто; на картине над троном изображена Венеция и дож, который благодарит Христа за победу в битве при Лепанто против турок.
• Из зала Совета десяти можно попасть в зал Трех инквизиторов, где велись самые конфиденциальные судебные дела. Тайный переход соединяет этот зал с Мостом Вздохов.
• Во дворце много церемониальных лестниц. Например, лестница Великанов — главный вход во дворец, и богато украшенная Золотая лестница. Последняя, начатая архитектором Сансовино и роскошно украшенная целым рядом художников XVI в., предназначалась только для высокопоставленных лиц.
• В Оружейном зале хранится более 2000 единиц разнообразного оружия и доспехов.
• Большое значение для дворца имело время правления дожа Франческо Фоскари (1373-1457), который организовал перестройку лоджии, выходящей на площадь Святого Марка, и сложной системы входа в здание.
• На нижнем этаже Дворца дожей был создан Музей оперы. Изначально это было техническое помещение для содержания дворца и управления реставрационными работами.
• Помещения для органов власти, сконцентрированные на площади Святого Марка, включали помимо Дворца дожей также собор Святого Марка (где проходили торжественные государственные церемонии), длинные дворцы Прокураций, где заседали прокураторы — вторые по значимости должностные лица в республике после дожей, и Тюрьмы по ту сторону Дворцового канала.
• Прекрасный собор Святого Марка фактически является частью дворцового комплекса. Он появился в IX в. в качестве часовни для сохранения мощей святого евангелиста Марка, привезенных сюда венецианскими купцами из Александрии. Собор построен в форме греческого креста по образцу византийских церквей. Он неоднократно перестраивался и расширялся до достижения современных размеров, и со временем приобрел элементы готического стиля.
Казанова и Мост Вздохов
Мост Вздохов соединяет Дворец дожей и здание тюрьмы. В Венецианской республике по мосту проходили осужденные, которые при этом тяжело вздыхали. Именно этот факт дал название мосту. Тюрьмы были ужасным местом, они находились либо ниже уровня воды, либо под свинцовыми крышами, из-за которых летом здесь было невозможно находиться. Среди очень немногих, кому удалось сбежать из этой тюрьмы, был Джакомо Казанова, осужденный в 1756 г. инквизиторами по обвинению в масонстве. Его «Мемуары», известные в большей степени из-за любовных приключений, являются также важным свидетельством культурной жизни XVIII в.
♔ Поддержите канал - подписывайтесь и ставьте палец вверх!