Найти тему
Курьезы истории

Тайна старшего брата Ивана Грозного. История Соломонии Сабуровой

В 1934 г. директор Суздальского краеведческого музея А.Д. Варганов сделал открытие, которое подтвердило достоверность сообщения Герберштейна о рождении сына у Соломонии. Им было вскрыто детское погребение, находившееся в усыпальнице суздальского Покровского монастыря рядом с погребением Соломонии Сабуровой. Устное предание упорно связывало эту могилу с именем сына Соломонии Георгия. Это еще свыше 50-ти лет тому назад зафиксировал И.Ф. Токмаков, указав, что согласно преданию Георгий умер в семилетнем возрасте. По показаниям оставшихся монахинь, монастырское начальство приказывало считать эту могилу местом погребения Анастасии, дочери царя Василия Шуйского.

Соломония Сабурова
Соломония Сабурова

Надгробная плита была украшена орнаментом, типичным для XVI в. Точно таким же орнаментом была украшена плита находившейся рядом могилы старицы Александры, датированная 1525 г. В могиле, приписываемой преданием Георгию, была обнаружена погребальная колода. В колоде оказались остатки одежды и тряпки, но не было и следа костяка. Исчезнуть полностью костяк не мог, особенно при захоронении в усыпальнице. Поэтому несомненным является факт ложного погребения. Остатки одежды были переданы в отдел реставрации тканей Государственного исторического музея без сообщения обстоятельств и места находки. Сотрудником музея Е.С. Видоновой была проведена реставрационная работа, в результате чего была восстановлена рубашечка мальчика 3—5 лет, относящаяся к первой половине XVI в.15. Дорогой материал Г (шелковая тафта), украшения из серебряных нашивок, высокая техника шитья (внутреннее оформление разрезов) побудили реставратора признать эту рубашку принадлежавшей мальчику из «высшего класса». Эта находка не только дает основание считать, что у Соломонии действительно родился сын, но и делает весьма вероятным предположение, что ребенок был тайно вынесен из монастыря и скрыт, а для обмана властей было устроено ложное погребение.

Наконец, данная находка свидетельствует в пользу достоверности сообщений Герберштейна, Курбского и автора «Записок о регентстве Елены Глинской» о насильственном пострижении Соломонии. Находку ложного погребения необходимо сопоставить с сообщением Воскресенекой летописи под 7035 (1527) годом, где говорится о воздвижении храма святого мученика Георгия по приказу Василия III. Нет сомнения, что великий князь Василий знал о ходивших по Москве слухах о рождении Георгия. Если об этих слухах москвичи рассказывали императорскому послу Герберштейну, то о них не могли не знать агенты великого князя. Василий не мог не понимать, что, ставя у главного ' входа в Кремль церковь св. Георгия, он подтверждает правдивосгь слухов о рождении сына у Соломонии. Следовательно, у Василия были какие-то очень веские причины для постройки здесь этого храма.

Василий Третий
Василий Третий

Указание летописи, что Василий в 7035 г. приказал построить церковь, означает, что решение могло быть принято с 1.9.1526 г. до 1.9.1527 г. Обстановка при дворе в это время была достаточно сложной, и чувства Василия по отношению к Георгию могли быть двойственными. Возможно, что он был даже в некоторой степени обрадован. Ведь рождение сына доказывало, что у него могут быть дети и от Елены Глинской. Кроме того, в случае неудачного брака с Еленой он получал возможность провозгласить Георгия наследником. Поэтому не исключено, что Василий мог распорядиться о постройке церкви с целью отметить рождение сына. Однако ход событий мог быть и иным. Георгий мог быть крайне нежелателен для Василия, или Василий мог поддаться влиянию своей молодой жены и ее окружения, для которых Георгий представлял большую опасность. В результате могло последовать данное прямо или намеком указание о необходимости устранения Георгия. В таком случае, церковь могла быть поставлена во искупление греха.

Завтра будут изложены несколько версий возможного хода событий этой истории.