Найти в Дзене
Мыслишки.

Заказ товара. Продажа и остаток – оптимизируем заказ товара (ч.4)

В предыдущей статье мы рассмотрели отчет для заказа товара «Продажи и остаток». Мы увидели, чем он может нам помочь, и какие плюсы и минусы по сравнению с заказом товара «Продал-купил» он имеет. Познакомились с понятием «минимальный остаток» и его плюсами и минусами. Теперь мы посмотрим, как можно оптимизировать наши заказы. Что такое «среднедневная реализация»? Среднедневная реализация – (для простоты «ср.дн.рл.») – это рассчитанное среднее количество продаваемого товара в день. Рассчитывается очень просто, берем товар, продаваемый в анализируемый период, количество продаж за анализируемый период, текущий остаток (колонка ПРОДАНО в нашей таблице) и делим это количество на количество дней анализа (в нашем случае 2 дня). Анализируемый период – рассматривался в предыдущей статье - «Заказ товара. Продажи и остаток с минимальным остатком». Мы получим такую таблицу: Пример отчета «Продажи и остаток» за два дня со среднедневной реализацией. Теперь, посмотрим на таблицу. Мы видим продажи, о
Оглавление

В предыдущей статье мы рассмотрели отчет для заказа товара «Продажи и остаток». Мы увидели, чем он может нам помочь, и какие плюсы и минусы по сравнению с заказом товара «Продал-купил» он имеет. Познакомились с понятием «минимальный остаток» и его плюсами и минусами.

Теперь мы посмотрим, как можно оптимизировать наши заказы.

Что такое «среднедневная реализация»?

Среднедневная реализация – (для простоты «ср.дн.рл.») – это рассчитанное среднее количество продаваемого товара в день.

Рассчитывается очень просто, берем товар, продаваемый в анализируемый период, количество продаж за анализируемый период, текущий остаток (колонка ПРОДАНО в нашей таблице) и делим это количество на количество дней анализа (в нашем случае 2 дня).

Анализируемый период – рассматривался в предыдущей статье - «Заказ товара. Продажи и остаток с минимальным остатком».

Мы получим такую таблицу:

Пример отчета «Продажи и остаток» за два дня со среднедневной реализацией.

Теперь, посмотрим на таблицу. Мы видим продажи, остаток и некий параметр «ср.дн.рл.». Давайте разберемся – для чего же он нужен?

Этот параметр в таблице позволяет не просто видеть количество проданного товара, но и понимать, сколько штук товара продается в день.

Введем понятие «дни заказа» - это количество дней необходимое на заказ товара и его получение, а именно от момента заказа товара, до момента его появления на полках магазина.

Если заказ товара занимает 1 день – учитываем заказать товар, оплатить, привезти, расценить, распаковать, обклеить этикетками, ценниками и выложить на полки. А если товар доставляется из другого города, или три раза в неделю, то получаем, что от заказа товара до возможности его продавать – уже не 1, а целых 3 дня, а то и неделя! (Это один из вариантов. Но так же можно ввести параметр «дни заказа» для каждого товара, аналогично «минимальному остатку». Ведь один товар можно заказать на складе через дорогу, а другой в соседнем городе, а третий в другом регионе страны. В таком случае, тот параметр будет использоваться не общий, а индивидуальный по каждому товару, а товар без такого параметра – по общему. Оставим это для следующих статей.)

С учетом этого параметра – мы можем правильнее ответить на вопрос одной из предыдущих статей – стоит ли заказывать Товар3 ?

Мы видим, что продается 2,5шт в день, остаток 5 штук, значит, этого товара нам хватит на два дня. Исключаем дни на заказ товара, например в нашем случае, это 1 день (сегодня закажем, завтра к обеду он на полках). Теперь мы видим, что товара хватит на 2 дня, но 1 день товар будет «ехать» в магазин, значит, следует вычесть количество дней заказа (доставки) товара, и мы получаем 1 день – у нас есть 1 день чтобы его заказать.

Если закажем товар сегодня – исключим его отсутствие на полках, оставим товар для заказа на завтра – рискуем остаться без товара на полдня-день, а это 2,5штуки не проданного товара – упущенную прибыль считайте сами.

Что нам скажут колонки нашего отчета?

· Минимальный заказ советует купить 2 штуки минимум Товар3.

· Среднедневная реализация говорит, что Товар3 продается по 2,5шт в день.

· С учетом этих данных – надо заказать 2 штуки (при ежедневном заказе товара).

Теперь давайте посмотрим на Товар5.

За два дня продано 16 штук, на остатках товара нет, минимальный остаток по нему установлен 4шт. Минимальный заказ составляет 4 туки.

Среднедневная реализация составляет 8(16/2=8).

В этом случае мы понимаем, что минимальный заказ слишком мелкий. В среднем в день продается 8 штук. Или мы упустили ранее момент заказа этого товара, что он опустился до нуля. Или надо пересмотреть минимальный остаток товара и увеличить его до 6 или 8шт.

Но, не забываем про нашу цель – сделать заказ товара.

Введем такой параметр, как «дни запаса». Это на сколько дней должно хватить товара.

Или на сколько дней мы заказываем товар – по факту это разница между заказами + «дни заказа»

Мы заказываем ежедневно, плюс 1 день на заказ(доставку). Получаем два дня. (Это один из вариантов. Но так же можно ввести параметр «дни запаса» для каждого товара, аналогично «минимальному остатку». В таком случае, тот параметр будет использоваться не общий, а индивидуальный по каждому товару, а товар без такого параметра – по общему. Оставим это для следующих статей.)

Рассмотрим нашу таблицу с применением «дней запаса» - добавим колонку «Заказ по среднему».

«Заказ по среднему» = «Ср.Дн.Рл»*«Дни запаса» - «Остаток».

Таблица будет выглядеть так:

-2

У нас есть минимальный заказ и заказ по среднему. Так сколько же стоит заказать товара? И почему мы должны это считать сами? Добавим в отчет итоговую колонку «Заказ».

«Заказ» считается как наибольшее положительное число из «минимальный заказ» и «Заказ по среднему».

-3

Посмотрим, как мы получили такие результаты:

Товар1: -25 меньше чем -23, но -23 меньше нуля (не положительное), а значит в заказ – 0

Товара достаточно на остатках – больше чем минимальный остаток. И больше чем надо по расчетам на ближайшие два дня

Товар2: 8 меньше чем 13, значит в заказ - 13

Минимальный заказ показывает 8шт, но расчет продаж показывает, что надо 15 штук на два дня (7,5*2), при этом на остатках есть еще 2 штуки, а значит, 15-2 получаем 13 в заказе

Товар3: 2 больше чем 0, а значит в заказ – 2

Минимальный показывает 2шт, при этом расчет продаж показывает, что надо 5шт (2,5*2), отнимем те, что есть на остатке – 5шт. и получим, что по «заказу по среднему» - не надо заказывать, в этом случае приоритетным является заказ по минимальному остатку – «минимальный заказ», так как он больше чем «заказ по среднему»

Товар4: -352 больше чем -2002, но -352 меньше нуля (не положительное), а значит в заказ – 0

Товара достаточно на остатках – больше чем минимальный остаток. И больше чем надо по расчетам на ближайшие два дня

Товар5: 4 меньше чем 16, а значит в заказ – 16

Минимальный заказ показывает 4шт, но расчет продаж показывает, что надо 16 штук на два дня (8*2), при этом на остатках ничего нет, а значит, получаем 16шт в заказе.

Комбинирование разных параметров в заказе позволяет получать больше рамок и аналитических данных, а значит – более правильный и обдуманный заказ.

Обратим внимание, что в этом отчете – колонка заказа формируется автоматически, то есть отчет показывает необходимое количество для заказа. Он делает ту работу, которую необходимо было производить самостоятельно в вариантах заказа из предыдущих статей.

Не стоит полагаться полностью на такой «автозаказ». У нас не учитываются многие параметры, которые мы рассмотрим дальше. Например, «заказная позиция», «выводимый ассортимент», акционные продажи и многое другое. Эти параметры мы пока не затрагивали, так как обычно они занимают малую часть ассортимента, а наша цель – понять принципы заказа товара в общем, а уже потом фокусировка на более мелких, разовых, единичных случаях.