Вопросы приватизации наделов под многоэтажными домами рассматриваются в ЖК РФ, вступившем в силе в 2005 году. Приватизация земли под многоквартирным домом считается одним из самых сложных процессов. Если придерживаться законодательства и все делать правильно, то получить надел в собственность можно достаточно быстро. Приватизация участков под многоэтажками весьма распространена в Москве и крупных городах.
Что дает приватизация
Прежде всего, необходимо понять, какие положительные и отрицательные моменты есть в приватизации. Основные плюсы этой процедуры:
- без согласия собственников никто не сможет воспользоваться земельным участком;
- от использования надела удастся получить дополнительную прибыль, которая выведет дом на самоокупаемость;
- можно запретить подъезд посторонних транспортных средств к дому;
- нет никаких ограничений с действиями, касающимися земельным участком.
Читайте также: Переуступка прав аренды земельного участка под ИЖС
Участки, которые приватизированы, впору использовать в следующих целях:
- обустроить комфортную зону для отдыха, занятий спортом или прогулок с детьми;
- установить гаражи для ветеранов или инвалидов, создать место для ремонта автомобилей для жильцов;
- сдать в аренду территорию под автостоянку или торговый павильон;
- обустроить парковку;
- создать зеленую зону.
Главное преимущество в том, что собственность жильцов будет защищена от посягательств третьих лиц, в том числе и муниципальных властей.
Без официального уведомления они не смогут демонтировать дорожное полотно на участке или коммуникации.
Минусы приватизации:
- придется оплатить земельный налог, соразмерный площади территории;
- необходимость содержать участок самостоятельно, в том числе ремонтировать дороги и облагораживать придомовую территорию;
- повышение стоимости квадратного метра, увеличение арендной платы и коммунальных платежей.
Платить за благоустройство и земельный налог необходимо каждому собственнику квартиры. Налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка. Дома с собственным участком по стоимости квадратного метра приближаются к элитной недвижимости.
Какие документы нужно подготовить
Инициативной группе перед приватизацией земельного участка необходимо подготовить документы. Для проведения процедуры нужны:
- Кадастровая документация, которую при отсутствии нужно заказать в земельном комитете. Для оформления кадастрового паспорта необходимо провести топографическую съемку и составление плана-схемы.
- Найти документацию, которая подтвердит, что жильцы многоквартирного дома имеют право оформить в собственность этот участок. Это могут быть разные бумаги: договор о передаче земли из муниципалитета в бессрочное пользование, регистрационные документы, различные государственные акты. Лучше всего привлечь к сбору бумаг специализированную компанию или юриста, но им придется заплатить.
- По запросу в земельном комитете берется оценка участка по нормативной базе.
- В БТИ выдается документ о стоимости строения, располагающемся на исследуемом участке. Обратите внимание, что расчеты стоимости ведутся по среднерыночным ценам.
- Основной пакет документов заявителя: гражданский паспорт, ИНН, СНИЛС. Заранее снимите копии с них. Из инициативной группы выбирается один человек, который будет действовать от лица жильцов.
- Выписка из ЕГРП об участке и кадастровая документация дома.
Читайте также: Как составить договор переуступки права аренды земельного участка между физическими лицами
Важно перед тем, как начать действовать, заручиться поддержкой большинства собственников квартир в доме. Для этого проводится общее собрание и сохраняется его протокол. Если реальный размер участка отличается от зафиксированного в кадастровом паспорте, то оформление проводят по документальным данным. Исключением являются случаи, когда по бумагам дому принадлежит слишком большой по площади участок, тогда его выделяют по нормативам.
Процедура оформления приватизации
- После проведенного общего собрания, где было решено приватизировать территорию, составьте письменное уведомление главе муниципалитета. Отправьте его заказным письмом с уведомлением.
- Подготовьте пакет документов, поможет вам в этом земельный комитет.
- Подать документы в муниципалитет. Совет (городской или сельский) рассмотрит обращение, проанализирует представленные бумаги. После рассмотрения обращения, выносится решение. Получение подтверждающей резолюции дает право на начало приватизационного процесса: определение границ территории, внесение правок в городскую документацию, выдача акта о праве собственности.
- Зарегистрировать право собственности в Едином реестре.
Читайте также: Основания и порядок изъятия земельных участков: причины
Чтобы процесс на стадии сбора документов шел легче, необходимо иметь группу жильцов, которая будет готова заниматься бумагами. Приватизировать землю не получится, если собственники квартир не инициативны, пропускают собрания, не желают брать на себя ответственность.