«Матрица» — один из фундаментальных фильмов кинематографа, который вышел в 1999 году и произвёл настоящий фурор. Он идеально объединил в себе эстетику научной фантастики и вечные проблемы существования человечества, дал толчок развитию киберпанк моды и создал одного из самых известных кино-персонажей — Нео. «Матрица», имея глубокий философский, социальный и политический подтекст, заставила зрителей по всему миру задуматься о границах между реальным и виртуальным миром, а также задаться серьёзным вопросом: «как в действительности устроен наш мир?» Сумасшедшая популярность фильма была непонятна даже самим режиссёрам сёстрам (на тот момент братьям) Вачовски. Что же, 25-го марта фанаты отметили 20-ти летний юбилей (да-да, вы уже такие старые) кинокартины и, в честь этого, редакция подобрала несколько фактов о её съёмках.
История
Для начала, стоит отметить, что «Матрица» до сих пор выглядит как современный фильм, и не только из-за того, что её сюжет актуален по сей день, но и благодаря потрясающе поставленным сценам и спецэффектам. Его история началась в далеком 1992 году, когда Вачовски придумали сценарий для будущей серии комиксов, а вовсе не для фильма. В основе лежал известный научно-фантастический роман Уильяма Гибсона «Нейромант», написанный в 1984-м году. Книга стала популярной из-за того, что на многие годы опередила своё время. Тогда, в 80-х, люди не могли даже представить себе киберпространство и объединение человека с машинами, а Гибсону это во многом удалось. Также, как и Вачовски, прорабатывая сценарий на протяжении пяти с половиной лет и перебрав где-то 14 вариантов сюжета, всё-таки удалось создать один из лучших сценариев Голливуда. А теперь вернёмся обратно к долгим и безумно сложным съёмкам фильма.
Начало съёмок
При поддержке крупного продюсера Джоэла Сильвера братья Вачовски получили одобрение студии Warner Brothers, и в 1997-м году работа над «Матрицей» началась. Боссы Warner Bros. выделили лишь 10 миллионов долларов на съёмки фильма из 80-ти необходимых и заключили договор с австралийской производственной кинокомпанией Village Roadshow Pictures, базировавшейся в Сиднее, чтобы съёмки вышли дешевле. Существуют данные о том, что если бы фильм снимали в США, он обошелся бы в 180 миллионов.
На этапе кастинга на роль Нео приглашались Николас Кейдж, Том Круз, Леонардо Ди Каприо, Уилл Смит, Вэл Килмер, Брэд Питт и Джонни Депп, но все они отказались от роли, кому-то не понравился сценарий, кто-то его не понял, а кто-то только начинал свою карьеру и был не готов к такой роли. Тогда выбор пал на Киану Ривза, который изначально безумно заинтересовался идеей фильма и на пробах показал себя лучше всех.
Киану Ривз: «Почему я выбрал «Матрицу»? Прежде всего из-за сценария. Из-за того, как говорили персонажи, и что они говорили. Мне понравились и диалоги, и идея в целом. Я был просто поражен.»
Долгое время режиссёры и съёмочная команда были не уверены, что фильм вообще будет завершён. Но как только небольшой отснятый и смонтированный материал показали Warner Bros., те были настолько поражены увиденным, что сразу выделили ещё 40 миллионов долларов (+10 миллионов в процессе), в следствие чего общий бюджет превысил 60 миллионов долларов. Это воодушевило всех на съёмочной площадке и позволило быть уверенными в том, что теперь фильм точно будет отснят.
Упорные тренировки
Изначально актёры совершенно ничего не знали о приёмах рукопашного боя. Поэтому для постановок сцен боя режиссёры пригласили знаменитого гонконгского мастера боевых искусств, актера и режиссера Юэна Ву Пинга, который отказывался работать с американцами, но после прочтения сценария он собрал свою команду и вылетел на съёмочную площадку. Каждому актёру был предоставлен личный китайский тренер. Киану Ривз, Фишберн, Кэри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг тренировались каждый день на протяжении почти 5 месяцев, чтобы довести движения до автоматизма и идеально смотреться в кадре.
Из-за насыщенности фильма перестрелками, тренировки также шли и с экспертами по огнестрельному оружию. Во многих моментах оружие естественно бутафорское, которое весит намного меньше настоящего и с которым актёрам было намного проще работать.
Лишь спустя полгода упорных тренировок режиссёры и актёры были готовы к началу съёмок.
Компания Metacortex
В фильме Нео работает на компанию Metacortex. Название состоит из двух слов: «meta», что означает «идти за пределы и выше», и «cortex» – «внешний слой (граница) серого вещества, окружающий мозг». Вместе это означает «переходить границы разума», что и делает Нео в фильме. Кроме того сцену, в которой Нео сбегает с работы через окно, которое находилось на 34 этаже, сыграл сам Киану Ривз без какой-либо помощи каскадёров.
Философия
Во время подготовки к фильму актерам дали задание прочесть ряд философских книг, чтобы лучше понять мир, в котором происходят события кино. После братья Вачовски признались, что осмыслив всё, они бы выбрали синюю таблетку.
Из чата братьев Вачовски с фанатами:
— Будь у вас такой же выбор, как у Нео, какую таблетку бы вы выбрали?
— Синюю.
Актёрский ресурс
Для того, чтобы снять эпизод под названием «Женщина в красном», режиссёры пригласили несколько десятков пар близнецов, которые полностью копировали внешность друг друга.
Эффект Bullet time
До «Матрицы» эффект «замедленного времени» — bullet time использовался ещё примерно в 20 фильмах, но братья Вачовски гениально доработали его, что оказало влияние на всю киноиндустрию. Мастер спецэффектов Джон Гаета и оператор Билл Поуп долгое время экспериментировали и нашли простое, но трудоёмкое решение. На зеленом фоне по траектории движения объекта или героя установлено несколько десятков камер, каждая из которых делает снимок либо одновременно с остальными (тогда объект «застывает»), либо с небольшим отставанием от предыдущей камеры (тогда объект медленно движется). Затем оставалось смонтировать получившийся набор кадров и эффект «замедленного времени» готов.
Так и были сделаны сцены с Тринити, зависшей в воздухе перед полицейским, со Смитом и Нео, висящими друг напротив друга в метро, и конечно же, знаменитая сцена уворачивания от пуль агента (она потребовала наибольшего количества дублей). Сто двадцать камер давали съемку продолжительностью почти шесть секунд, которых было более чем достаточно. Каждая из сцен «bullet-time» была предварительно проработана при помощи компьютерных трехмерных моделей.
Цена безупречного кадра
К одним из самых сложных и запоминающихся эпизодов относится перестрелка в вестибюле небоскреба. Нео и Тринити (вооружённые тем самым бутафорским оружием) разносят в пух и прах колонны, бегают по стенам и легко расстреливают виртуальный спецназ. Эта сцена требовала от актеров особо тщательной работы и слаженности действий – в стенах были спрятаны сотни пиропатронов, которые при каждом дубле буквально разносили декорацию в клочья. Тем не менее сцену приходилось переснимать два десятка раз в течение 10-ти дней, полностью восстанавливая разрушенный реквизит, который стоил очень дорого. Такова цена безупречного кадра, которого добивались Вачовски.
Цветовая гамма
Для фильма была создана особая цветовая кодировка: кадры событий в матрице имеют зеленый оттенок, в то время как кадры в реальной жизни - голубой.
Герой, который вечно задаёт вопросы
Большая часть реплик Нео состоит из вопросов. Так, в первые 45 минут фильма у Киану Ривза всего 80 реплик — 44 из которых вопросы.
Фишка Брюса Ли
Киану Ривз позаимствовал фишку Брюса Ли, чтобы использовать ее в фильме: в киноленте "Выход дракона" культовый боец начинал драку с потирания носа большим и указательным пальцем
— 7 кг
Когда Нео просыпается в коконе, у него довольно истощенный вид. Кеану Ривз смог добиться этого, сбросив 7 кг и полностью сбрив волосы с тела.
О «Матрице» можно говорить бесконечно. Она наполнена огромным количеством отсылок и загадок, а съёмки богаты интересными фактами и приёмами. Пусть через 100 лет об этом фильме забудут, но он навсегда останется в истории, как один из колонн кинематографа. Недаром в 2012 году году «Матрица» была признана национальным достоянием и включена в Библиотеку американского Конгресса. Вачовски не удалось снова выпустить подобный шедевр, но мы обязаны сказать им спасибо за то, что в 1999 году они показали нам, как глубока кроличья нора.
«Я знаю, вы меня слышите, я чувствую вас. Я знаю, вы боитесь: боитесь нас, боитесь перемен. Я не знаю будущего, я не стану предсказывать, чем все кончится, я скажу лишь, с чего начнется. Сейчас я повешу трубку, и потом покажу людям то, что вы хотели скрыть, покажу им мир... без вас, мир без диктата и запретов, мир без границ, мир, где возможно все. Что будет дальше — решать нам.»
Нео