(La chiesa, 1988, Италия)
Непонятно, с чего вдруг в топы моего онлайн-кинотеатра прорвался этот старенький итальянский ужастик. Но поскольку к нему тоже приложил руку сам одиозный маэстро итало-хорроров Дарио Ардженто (сценарий + продюсирование + 13-летняя Азия Ардженто в одной из ролей), я не отказал себе в удовольствии взглянуть, что же такого наснимал под его чутким руководством режиссёр Микеле Соави.
Начинается сия история в стародавние времена, когда люди, по версии авторов фильма, делились на две категории. Одни из них скакали по миру с ведрами на головах на обернутых в простыни лошадях и называли себя тамплиерами. Другие жили в грязи, носили лохмотья, занимались колдовством и считались предками Гарри Поттера. Ничего плохого колдуны тамплиерам не делали, но ведроносцы всё равно яростно их ненавидели. И когда порой ловили несчастных оборванцев, то с гиканьем вырезали их аж целыми деревнями.
С другой стороны, посмотрел бы я, какими бы добрыми были вы, кабы вас заставляли напяливать на голову пудовое ведро с прорезью для глаз и ходить в нём днями напролёт.
И вот, когда в очередной раз злые всадники наехали на колдующую деревню и перебили её, кому-то из тамплиеров пришла в голову офигенная идея. "А давайте, - брякнул он, - зароем все трупы в одну могилу, а поверх неё построим здоровенный храм! А то какие-то эти демонические мертвецы на вид не мертвые, того и гляди выкопаются из земли, расползутся по округе и начнут колдовать дальше. Однако, если мы хорошенько придавим их чем-нибудь - например, готическим собором, - то такое пресс-папье они уж точно не сдвинут".
Так и поступили. И простоял тот собор аж до 80-х годов двадцатого века, пока одна дотошная реставраторша Лиза не нашла в нём тайник с какой-то странной бумажкой с каракулями. Которую не выбросила, а отнесла своему бойфренду Эвану, работающему здесь же, в храмовой библиотеке.
Башковитый Эван нацепил на нос очки и, поскрипев извилинами, вскоре расшифровал те каракули. Оказывается, им с Лизой в руки попала инструкция, где говорилось примерно следующее: "Ежели вдруг желаете узнать страшную тайну этого места, то идите в подвал и надавите вон на тот камень!". Схема квестовой локации тоже прилагалась. А поскольку квесты Эван ну просто обожал... Короче говоря, вы поняли.
И вот, когда после нажатия средневековой пусковой кнопки в соборе зашевелились адские силы, на следующий день его врата неожиданно сами собой захлопнулись, заблокировав внутри энное количество разношерстного народа. Которого такое развитие событий крайне возмутило, да только кто бы теперь спрашивал его мнение! После чего, естественно, выяснилось, что другого выхода из западни нет (и куда только смотрела местная пожарная инспекция!), до окон так просто не допрыгнуть, и всем придется куковать здесь чёрт знает сколько времени.
А уж местный чёрт это не только отлично знал, но и взял на себя роль массовика-затейника, не дав своим пленникам сойти с ума от скуки. Поэтому многие из них сошли с ума по более уважительным и не зависящим от них причинам. Хотя все эти хоррор-эротические глюки, внезапные приступы агрессии и другие демонические подлянки были лишь разминкой перед основным гвоздём программы - выходом на сцену самого демона. А он никак не мог просто скромненько выкопаться из-под земли, поздороваться со всеми и пойти по своим делам, а нагрянул в мир со всей присущей адскому отродью беспардонностью и шумом-гамом.
***
В общем, несмотря на свой трехкопеечный бюджет, "Собор" всё равно получился довольно симпатичным ужастиком. Разумеется, по нынешним меркам его "аналоговые" спецэффекты кажутся забавными, да и характеры всех героев, включая главных, нарисованы очень уж поверхностно. Однако стильная техника съемок, благодаря которой порой даже чудится, будто вы смотрите немое кино, и давящая мрачняком музыка делают своё коварное дело - создают пугающую атмосферу кровавого безумия. И этого фильму вполне достаточно, а большего для простенького хоррора об очередном вторжении в мир Зловредного Зла, в принципе, и не нужно.