Хорошие фильмы ужасов, являясь представителями самого откровенного и честного жанра, позволяют нам посмотреть в глаза своим страхам. Они показывают различные непристойные и табуированные стороны нашей жизни и заставляют смотреть на мир намного шире. Чудо хорроров заключается в том, что мы ничем не рискуем, ведь всё, что мы увидим на экране, никогда не выйдет за его пределы. Сегодня речь зайдёт о боди-хорроре (англ. body horror), о так называемом "телесном ужасе", которому характерно особое внимание к человеческому телу и его трансформациям.
В жанре боди-ужасов нарушения или искажения человеческого тела отмечаются потерей сознательного контроля над ним в результате мутаций, болезней или других явлений, связанных с неконтролируемой трансформацией. Этот жанр вызывает сильные чувства физического и психологического отвращения и заставляет вас испытывать опасения за свою телесную целостность. В дополнение ко всему прочему, что уже используется в жанре ужасов как таковом, боди-хоррор может включать вторжение, заражение, мутацию, трансформацию, болезнь, увечье или другие неестественные или насильственные искажения человеческого тела.
Автор издания The Guardian Чарльз Брамеско писал, что «хрупкие, уязвимые, угасающие и мягкие человеческие тела остаются любимой камерой пыток в хорроре». Поджанр остаётся актуальным, поскольку в нём всё время появляются новые мнения и свежие подходы к материалу, а страх перед телесной деформацией переходит из поколения в поколение. «Ужас быть заточенным в тюрьме из плоти лежит в основе страшного кино: растянутая кожа, слабые мышцы, болезни и недомогания в какой-то степени пугают всех людей.»
Изначально, как и многое другое, боди-хоррор появился в литературе. Например, классикой ужаса тела считаются «Франкенштейн» Мэри Шелли (1818) и «Герберт Уэст — реаниматор» Г. Ф. Лавкрафт (1922). Даже без визуального ряда эти произведения способны вызвать страх и омерзение. Однако, мы говорим с вами о кино, и в этой сфере данный жанр родился в 1950-х годах. В качестве примера тот же самый Брамеско приводит две картины 1958 года: «Каплю» о желеобразной массе, поглощающей город, и «Муху» о человеке, который превращается в насекомое. Второй фильм был переснят в 1986 году королём боди-хоррора Дэвидом Кроненбергом.
Дэвид Пол Кроненберг
Канадский кинорежиссёр и сценарист, являющийся самородком в жанре ужаса тела из-за чего заработал себе имя «Певец мутаций» и «Барон крови». Картины этого автора всегда эпатажные и заставляющие сесть и долго размышлять. Нет ничего похожего на мир кошмаров Дэвида Кроненберга. Даже близко. Хотелось бы отметить такие картины, как «Видеодром», «Судороги», «Опасный метод», «Связанные насмерть», «М. Баттерфляй».
Однажды, во время показа первой работы Кроненберга "Судороги" в рамках ретроспективы его фильмов в Германии, один из зрителей вскочил с возмущенным криком: "Как Вы смеете это показывать? Очевидно, что Вы украли идею фильма "Чужой"!" Режиссер, в это время присутствовавший в зале, невозмутимо ответил: "Вряд ли. Эта картина была снята за пять лет до выхода "Чужого". "Ага, зато теперь мы знаем, кто - вор!" - обрадовался зритель.
Каждый из нас задумывается о том, как бы изменить своё тело, исправить его, модифицировать. Мы мечтаем быть идеальным, достичь тех самых моделей с обложек модных журналов. Желаем избавиться от болезней и остановить… старение. Мы боимся, что мы некрасивы, что мы нескладны, что мы уродливы и именно из-за этого нас не примет общество. «Телесный кошмар» играет с нашими нервами, пробуждает в нас боязнь нашего тела и заставляет смотреть на вещи, на которые мы бы никогда не стали смотреть в реальной жизни.
Страх перед подводящим своего хозяина телом слишком распространен, для того чтобы кинематографисты перестали к нему обращаться. Однако, кроме страха боди-ужас ещё может вызвать у нас…сострадание. Да, после испытанного ужаса, зритель сразу ставит себя на место героя и задаётся вопросам: а что если бы это случилось со мной? что если бы я перестал бы видеть? слышать? испытывал бы такую же мучительную боль? Потеря контроля над своим телом пугает нас куда сильнее, чем страх быть непринятыми обществом. В боди-хоррорах потеря власти над своим телом напрямую связана со слабостью, а слабость проявляется в следствие болезни, мутации, стороннего проникновения в наш организм.
Кроме всего прочего, «телесный ужас» поднимает такую проблему, как воскрешение мёртвых. Способны ли мы получить власть Бога и заставить мёртвое сердце вновь издать стук? Ради исследования, наслаждения или мести мы ищем заветную квинтэссенцию бессмертия. Но что произойдёт с восставшим из мёртвых существом и сможет ли оно снова стать человеком? Боди-хоррор демонстрирует нам тот кошмар, который может упасть на плечи новоиспечённого Бога.
Чем бы я ни был, я только немощное тело, слабое проявление жизненной силы и господствующего начала. Пренебреги своим телом, как будто ты при смерти. Оно лишь кровь да кости, бренное плетение нервов, жил и артерий...
Марк Аврелий
To be continued…